Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Об индексе Шереги и возможностях количественного анализа социально-экономических процессов



Тюрина И.О., Ключарев Г.А.
Об индексе Шереги и возможностях количественного анализа социально-экономических процессов // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 287-302.

Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c.
ISBN 594881289–8

Размещена на сайте: 05.11.15

Текст статьи.


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Тюрина И.О., Ключарев Г.А. Об индексе Шереги и возможностях количественного анализа социально-экономических процессов // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 287-302.

Аннотация

Предложенный российским социологом Ф. Э. Шереги метод количественного анализа контингента учащихся дополнительного про- фессионального образования (ДПО) позволяет по-новому оценить характер происходящих изменений на рынке труда и, как следствие, в социально-профессиональной (квалификационной) структуре общества. «Индекс Шереги» представляет собой алгоритм количественного анализа соотношения числа лиц, повышающих профессиональную квалификацию в системе ДПО, числа лиц, осваивающих новую специальность в системе ДПО с рядом важных макроэкономических показателей. В статье на данных экспертных опросов показано, что наблюдаемое и прогнозируемое изменение соотношения численности продолжающих обучение по специальности и переучивающихся на новую специальность в системе ДПО способствует усилению диспропорций профессиональной структуры населения, порождает социальные напряжения и рост межпоколенческой конфликтности, с большой вероятностью создаёт дополнительные факторы для стагнации экономики. В то же время, исходя из принципа непрерывности образования, ДПО становится основным инструментом, с помощью которого выравниваются шансы учащихся, повышаются доступность и качество профессионального образования. Главное то, что в результате обучения воспроизводится и трансформируется социально-профессиональная структура трудоспособной части населения, а значит и всего российского общества. В силу того, что ДПО доступно для всех без исключения возрастных и профессиональных групп общества, оно обладает исключительно высоким модернизационным потенциалом.

Ключевые слова:

социальная структура количественный анализ профессиональное образование

Рубрики:

Методы сбора и анализа социологических данных



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: