Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Глазами интервьюера, глазами респондента: контуры нового подхода к оценке когнитивной нагрузки при проведении опроса



Девятко И.Ф., Лебедев Д.В.
Глазами интервьюера, глазами респондента: контуры нового подхода к оценке когнитивной нагрузки при проведении опроса // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 1—19. DOI:10.14515/monitoring.2017.5.01.
DOI 10.14515/monitoring.2017.5.01.
ISSN 2219-5467

Размещена на сайте: 14.11.17

Текст статьи на официальном сайте журнала URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2017/141/2017_141_01_Deviatko.pdf


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Девятко И.Ф., Лебедев Д.В. Глазами интервьюера, глазами респондента: контуры нового подхода к оценке когнитивной нагрузки при проведении опроса // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 1—19. DOI:10.14515/monitoring.2017.5.01.
DOI: 10.14515/monitoring.2017.5.01.
Deviatko I. F., Lebedev D. V. Through the eyes of the interviewer, through the eyes of the respondent: outlining a new approach towards the assessment of cognitive load during the interview. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2017. № 5. P. 1—19. DOI:10.14515/monitoring.2017.5.01.

Аннотация

Представление о том, что инструментарий исследования, опосредующий коммуникацию между интервьюером и респондентом, влияет на качество получаемой в процессе проведения интервью информации, давно стало общепринятым в социологической методологии, однако среди множества методов оценки качества опросного инструментария и выявления связанных с ним источников ошибки измерения в опросных данных пока отсутствуют методы количественной оценки когнитивной нагрузки на интервьюера и респондента, возникающей непосредственно в процессе проведения опроса. В случае опросов в формате личного интервью физические и, в значительно большей степени, умственные усилия на производство опросной информации затрачивают и интервьюер, и респондент. В ситуации, когда анкета заполняется интервьюером, именно последний должен распределять ограниченные индивидуальные ресурсы внимания, памяти, зрительного и моторного контроля, активного слушания и интерпретации таким образом, чтобы минимизировать ошибки в понимании вопроса на стороне респондента и ошибки фиксации ответа на своей стороне, что требует от интервьюера немалых метакогнитивных и саморегуляторных навыков. Решение множественных параллельных задач в процессе интервьюирования, включая поддержание коммуникации с респондентом, контроль над собственными действиями по заполнению вопросника и над работой техники, фиксацию возможных нарушений хода интервью и т.п., может приводить к исчерпанию доступных когнитивных ресурсов и когнитивной перегрузке интервьюера, что, в конечном счёте, ведёт к снижению качества данных. Однако до сих пор внимание социологов к когнитивной нагрузке при проведении интервью было минимальным. В статье представлены результаты аналитического обзора традиционных и новых подходов к измерению когнитивной нагрузки, используемых в таких дисциплинарных областях, как когнитивная наука, эргономика, исследования процессов обучения и решения задач и др. Мы обосновываем возможность их применения для количественной оценки и оптимизации когнитивной нагрузки интервьюера (и, в перспективе, респондента), возникающей в процессе проведения интервью, а также обозначаем контуры и ближайшие перспективы исследовательской программы по разработке интегрального методологического подхода к использованию множественных индикаторов когнитивной нагрузки (как основанных на ретроспективном самоотчёте, так и физиологических и поведенческих) в опросах различных типов.

Ключевые слова:

когнитивная нагрузка при проведении опроса субъективные методы измерения когнитивной нагрузки объективные методы измерения когнитивной нагрузки измерения динамики величины зрачка шкала пааса качество данных в интервью interview-evoked cognitive load subjective measures of cognitive load objective and behavioral measures of cognitive load task-evoked pupillary response subjective cognitive load measurement scales survey data quality

Рубрики:

Методология социологии
Методология социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: