Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Он может и должен принести большую пользу: В.С. Соловьев и петербургские славянофилы



Малинов А.В.
Он может и должен принести большую пользу: В.С. Соловьев и петербургские славянофилы // Соловьевские исследования. 2017. № 2 (54). С. 110–128.
ISSN 2076-9210
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=29817855

Размещена на сайте: 04.12.17

Текст статьи/выпуска на сайте проекта "Русская философия:  история, источники, исследования". URL: http://www.philhist.spbu.ru/images/books/SI_254-2017.pdf (Дата обращения 04.12.2017)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Малинов А.В. Он может и должен принести большую пользу: В.С. Соловьев и петербургские славянофилы // Соловьевские исследования. 2017. № 2 (54). С. 110–128.

Аннотация

Приводятся мнения о В.С. Соловьеве профессоров Петербургского университета - историка Константина Николаевича Бестужева-Рюмина (1829-1897), слависта Владимира Ивановича Ламанского (1833-1914), историка литературы и фольклориста Ореста Федоровича Миллера (1833-1889). К.Н. Бестужев-Рюмин, В.И. Ламанский и О.Ф. Миллер были не только убежденными, но и деятельными славянофилами, что позволяет расширить представления об отношении славянофилов к В.С. Соловьеву. Обозначено основное направление критики славянофилов, в центре которого теократическая утопия В.С. Соловьева, его призыв к объединению с римско-католической церковью. Эта критика подробно рассматривается на примере статьи О.Ф. Миллера «Церковь и византийство», которая была откликом на статью В.С. Соловьева «Славянский вопрос». Выявлены суть и причины несогласия петербургских славянофилов с В.С. Соловьевым, которые в философии В.С. Соловьева видели схематизм и «отвлеченные умствования». Отмечается, что К.Н. Бестужев-Рюмин, В.И. Ламанский и О.Ф. Миллер были последователями того либерального направления в славянофильстве, которое было представлено «московским кружком» 1840-1850-х гг. и основные идеи которого, как они полагали, были реализованы в либеральных реформах императора Александра II. Указывается, что их философские интересы не выходили за пределы историософских построений в духе А.С. Хомякова и Н.Я. Данилевского, а также их собственных «кабинетных» занятий. Делается вывод, что философия В.С. Соловьева не вписывалась в привычный для славянофилов круг идей, что и вызывало неприятие и критику с их стороны.

Ключевые слова:

славянофильство народ и государство церковная политика власть и церковь историософия философская полемика национальная исключительность византизм идея империи христианство

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: