Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Революционный 1917 год в плакатных образах



Зиновьева Н.А.
Революционный 1917 год в плакатных образах // Logos et Praxis. 2017. Т. 16. № 3. С. 80-108.
ISSN 2587-9715

Размещена на сайте: 15.01.18

Поискать полный текст на Google Academia

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Зиновьева Н.А. Революционный 1917 год в плакатных образах // Logos et Praxis. 2017. Т. 16. № 3. С. 80-108.

Аннотация

1917-м году важным источником формирования массового сознания становится политический плакат. В статье рассматриваются социальные условия и причины возникновения плакатной агитации, анализируются художественные и содержательные особенности ранних революционных плакатов. Среди условий, в которых происходила политическая агитация того времени, автор выделяет цензурирование, дороговизну, доминирование текстовых форм (книги, газеты, листовки, транспаранты), ограниченность агитации городской территорией. Неразбериха и высокая скорость смены событий после Февральской революции породили необходимость создания новых динамичных способов воздействия на массы, особую роль играли политические плакаты. Автор выделяет жанровые особенности классического русского политического плаката и сравнивает их с характерными чертами плакатов 1917 года. Среди художественных особенностей автор отмечает отсутствие собственного плакатного стиля. Плакат создаётся из клише, выработанных книжными и газетными иллюстрациями, рекламными объявлениями, которые переделываются под новые политические задачи. Коммуникативно-содержательные особенности заключаются в том, что плакаты чаще повествуют или демонстрируют новый миропорядок, а не призывают к активным действиям. Ясность и непротиворечивость заключенных идей часто достигается не благодаря изображению, а за счёт напечатанного на плакатах текста. Текст, как правило, выступает первичным по отношению к изображению, и порой не удобен для чтения и восприятия. Однако концу года в плакатах удается выработать собственный символизм (образы восходящего солнца, разорванные цепи, красные флаги и пр.), узнаваемые образы (угнетенные или героические рабочие, солдаты, крестьяне, толстые попы, звенящие орденами генералы, сидящие на мешках «кулаки») и собственные способы донесения идей.

Ключевые слова:

политический плакат плакатная агитация революция 1917 года художественные особенности плакатов содержательно-коммуникативные особенности плакатов

Рубрики:

Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: