»нститут социологии
‘едерального научно-исследовательского социологического центра
–оссийской академии наук

(2017) ѕолитические акторы на детских рисунках 1917Ц1918 годов: социологическа€ рефлекси€ (на основе коллекции ¬.—. ¬оронова из фондов √»ћ). ∆урнал социологии и социальной антропологии, 20(4): 185Ц209. https: ...



ќрех ≈.ј., Ѕойцова ќ.ё.
(2017) ѕолитические акторы на детских рисунках 1917Ц1918 годов: социологическа€ рефлекси€ (на основе коллекции ¬.—. ¬оронова из фондов √»ћ). ∆урнал социологии и социальной антропологии, 20(4): 185Ц209. https://doi.org/10.31119/jssa.2017.20.4.10
ISSN 1029-8053
DOI 10.31119/jssa.2017.20.4.10
–»Ќ÷: https://elibrary.ru/item.asp?id=32855935

–азмещена на сайте: 28.11.18

ѕоискать полный текст на Google Academia

ћо€ книжна€ полка

—сылка при цитировании:

ќрех ≈.ј., Ѕойцова ќ.ё. (2017) ѕолитические акторы на детских рисунках 1917Ц1918 годов: социологическа€ рефлекси€ (на основе коллекции ¬.—. ¬оронова из фондов √»ћ). ∆урнал социологии и социальной антропологии, 20(4): 185Ц209. https://doi.org/10.31119/jssa.2017.20.4.10
DOI: 10.31119/jssa.2017.20.4.10

јннотаци€

—тать€ основана на анализе коллекции детских рисунков, выполненных мальчиками Ч учениками младших классов московских школ в 1917Ц1918 гг. и переданных на хранение в фонды √осударственного исторического музе€ преподавателем графических искусств ¬.—. ¬ороновым. ¬ тексте представлена рефлекси€ о возможност€х работы с рисунками как источником социологической информации на примере изучени€ содержани€ изображений с точки зрени€ проблематики детской политической социализации. »конографический анализ образов политических персонажей на детских рисунках позвол€ет высказать предположение о стадии политической социализации младших школьников, а также сделать выводы об источниках вли€ни€ на становление поли- тического сознани€ детей. ƒл€ анализа были выбраны образы большевиков. —начала были вы€влены способы репрезентации большевиков в визуальной культуре того времени, определены их иконографические признаки, затем таким же образом были проанализированы образы большевиков, присутствующие на детских рисунках, а на следующем этапе полученные результаты сравнивались между собой. ѕроведенный анализ показывает, что в детском творчестве отразились стереотипы из средств визуальной пропаганды той эпохи Ч сатирических иллюстрированных журналов, юмористических открыток. –исунки свидетельствуют о наличии у некоторых детей политического сознани€, выражающегос€ в представлени€х о группе Ђчужихї† / Ђвраговї Ч эти представлени€ можно идентифицировать благодар€ одновременно- му присутствию в рисунках нескольких иконографических признаков с негативным значением. Ќаличие политического сознани€ позвол€ет нам говорить о начале про- цесса политической социализации у детей младшего школьного возраста в период масштабной социокультурной трансформации 1917Ц1918 гг. в –оссии. “акже мы продемонстрировали, что особенность политической социализации детей в услови€х революции и начала гражданского противосто€ни€ состо€ла в снижении традиционного вли€ни€ на этот процесс семьи и школы, которое в определенной степени компенсировалось вли€нием средств визуальной пропаганды.

 лючевые слова:

визуальна€ пропаганда сатирический журнал детский рисунок политическа€ социализаци€ образ иконографический анализ гражданска€ война в россии visual analysis satirical journals childrenТs drawings political socialization image iconography the civil war in russia

–убрики:

ћетоды сбора и анализа социологических данных
ѕолитическа€ социологи€



¬озможно, вам будут интересны другие публикации:



 ќћћ≈Ќ“ј–»»   Ё“ќ… —“–јЌ»÷≈



rss подписатьс€ на RSS ленту комментариев к этой странице
ќ—“ј¬»“№  ќћћ≈Ќ“ј–»…
 омментарии. ¬сего [0]: