Социальное самочувствие жителей постсоветского моногорода (на примере г. Сокола)

Социальное самочувствие жителей постсоветского моногорода (на примере г. Сокола)



Недосека Е.В., Карбаинов Н.И.
Социальное самочувствие жителей постсоветского моногорода (на примере г. Сокола) // Социальное пространство. 2019. № 5 (22). С. 16-29.
ISSN 2499-9881
DOI 10.15838/sa.2019.5.22.2

Размещена на сайте: 27.12.19

Текст статьи на сайте журнала URL: http://socialarea-journal.ru/article/28390/full?_lang=ru (дата обращения 27.12.2019)



Ссылка при цитировании:

Недосека Е.В., Карбаинов Н.И. Социальное самочувствие жителей постсоветского моногорода (на примере г. Сокола) // Социальное пространство. 2019. № 5 (22). С. 16-29.
DOI: 10.15838/sa.2019.5.22.2

Аннотация

Целью статьи является анализ социального самочувствия жителей постсоветского моногорода в рамках социокультурного подхода. Современный российский моногород рассматривается как продукт советской эпохи, претерпевающий значительные трансформации самой модели организации поселений данного типа. Показана ограниченность экономического и управленческого подходов в их изучении, т. к. практически не учитывается исторический и социокультурный контекст возникновения и трансформации моногородов. Акцент на экономических показателях приводит к тому, что фактически игнорируется цивилизационная специфика формирования и трансформации (пост)советских моногородов. Социальное самочувствие жителей постсоветского моногорода выступает индикатором реального субъектного отношения к социально-экономическим изменениям. Показателями социального самочувствия являются удовлетворенность социальными условиями жизни в моногороде; оценка экономического положения моногорода; образ будущего и перспектив развития моногорода; миграционные интенции населения. Эмпирической базой исследования социального самочувствия послужили данные официальной статистики и отчетности; групповое интервью с местными жителями, проведенное в августе 2018 года; данные социологического опроса, организованного на территории г. Сокола Вологодской области в октябре 2018 года. Метод измерения – анкетирование по месту жительства респондентов. Объем выборочной совокупности – 500 человек в возрасте от 18 лет и старше. Ошибка выборки не превышает 3%. Репрезентативность социологической информации обеспечивалась использованием модели многоступенчатой выборки с квотным отбором единиц наблюдения по половозрастному составу населения; случайному отбору респондентов анкетерами по заданным квотам. По итогам исследования выявлена низкая степень удовлетворенности социальными условиями жизни в моногороде. Оценка экономического положения моногорода свидетельствует о негативном восприятии жителями ситуации. Образ будущего и перспективы развития моногорода население связывает с эффективностью деятельности предприятия; миграционные интенции населения свидетельствуют о высоком уровне укорененности. Социальное самочувствие жителей наглядно демонстрирует уровень их адаптированности к социально-экономическим изменениям, происходящим в ходе трансформационного процесса.

Ключевые слова:

моногород развитие моногородов социальное самочувствие monotown development of single-industry towns social well-being

Рубрики:

Региональная социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: