Критический анализ зарубежных теорий экологического поведения Ермолаева П.О., Ермолаева Ю.В.Критический анализ зарубежных теорий экологического поведения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 323—346.DOI 10.14515/monitoring.2019.4.16ISSN 2219-5467Размещена на сайте: 15.01.20Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/576 (дата обращения 15.01.2020) Моя книжная полкаотложить >> Посмотреть свою книжную полкуВы сохранили эту публикацию >> Посмотреть свою книжную полкуСсылка при цитировании:Ермолаева П.О., Ермолаева Ю.В. Критический анализ зарубежных теорий экологического поведения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 323—346.DOI: 10.14515/monitoring.2019.4.16Ermolaeva P. O., Ermolaeva Y. V. (2019) Critical analysis of foreign theories of environmental behavior. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 4. P. 323—346. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.16.АннотацияНа основе метаанализа более 100 статей авторы предприняли попытку критического анализа, сравнения и систематизации основных подходов и теорий, объясняющих изменения в экологическом поведении субъектов, которые слабо представлены в российской социально-экологической литературе. Для объяснения мотивов экологического поведения субъектов рассматриваются: теория активации нормы, теория запланированного действия, теория «ценности — убеждения —нормы», теория самовосприятия, подход «установки — поведение — контекст». Авторы пришли к выводу, что данные теории базируются на анализе схожих компонентов: установок, ценностей и поведения субъектов. Большинство этих теорий фокусируются на какой-то одной независимой переменной, через которую объясняются сложные процессы экологического поведения субъекта. Теория активации нормы объясняет, как на основе первичных экологических знаний и ценностей формируется норма, а далее — трансформируется в проэкологические практики. В отличие от нее, теория запланированного действия анализирует общественные формы контроля и взаимоотношения индивидов и социальных институтов в процессе формирования практик. Обе теории показывают, как общество оце-нивает действия субъектов, что впоследствии становится решающим фактором при формировании экопрактик. Теория «ценности — убеждения — нормы» на-правлена на анализ установок и норм субъекта, в зависимости от которых формируются разные модели экологической деятельности: экологический активизм, инвайронментализм в частной сфере, проэкологическое поведение на организационном уровне. Теория самовосприятия фокусируется на опыте участия субъекта в экологических практиках. Теория «установки — поведение — кон-текст» позволяет ученым строить многомерные модели по оценке уровня сформированности экологических практик субъектов на основе анализа множества переменных: инфраструктурных, институциональных, социально-экономических, демографических, ситуационных. В отличие от более ранних теорий, данный подход удачно интегри-рует контекстуальные факторы в анализ разнообразной палитры экологических действий, объясняет причины, по которым субъекты с высоким уровнем экологических ценностей и установок имеют низкий уровень экологических практик.Ключевые слова: экологическое поведение экологическое действие теория активации норм модель «ценности — убеждения — нормы» теория запланированного поведения теория самовосприятия теория «установки — поведение — контекст» environmental behavior ecological action norm activation theory value-belief-norm model theory of planned behavior self-perception theory attitude-behavior-context theory Рубрики: История и теория социологииЭкосоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Широкалова Г.С., Куконков П. И., Саралиева З. Х.Экологическая культура: социальная ответственность и личный интерес студентов // Социология образования. 2017. № 5. С. 43-56.Ермолаева Ю. В.Трансформация социально-экологических практик в менталитете граждан России // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 1. С. 104-116. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-1-0-8Zakharova, V., Chernov, I., Nazarenko, T., Pavlov, P., Lyubchenko, V., & Kulikova, A. (2020). Social health and environmental behavior of students in the digital age. Cypriot Journal of Educational Sciences, 15(5), 1288-1294. https://doi.org/10.18844/cjes.v15i5.5167Иванова Л. Ю.Экологические установки подростков и отношение к экологическим проблемам // Здоровье подростков и окружающая среда: изменения за 20 лет: [монография] / И. В. Журавлева, Л. Ю. Иванова, Г. А. Ивахненко [и др.]; отв. ред. И. В. Журавлева; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 235-257. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=9983Ефанова О. А., Писклакова-Паркер М. П.Гендерные аспекты повседневного экологического поведения // Credo New. 2020. № 4 (104). С. 130-148. ? (none) КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 30+10= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10 ↑