Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

(2020) Социальная природа награды: исследование по социологии власти. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(3): 188–219. https: ...



Малинкин А.Н.
(2020) Социальная природа награды: исследование по социологии власти. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(3): 188–219. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.3.8
ISSN 1029-8053 (print); 2306-6946 (online)
DOI 10.31119/jssa.2020.23.3.8

Размещена на сайте: 02.11.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2020_3/Malinkin_2020_3.pdf (дата обращения 02.11.2020)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Малинкин А.Н. (2020) Социальная природа награды: исследование по социологии власти. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(3): 188–219. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.3.8
DOI: 10.31119/jssa.2020.23.3.8

Аннотация

В центре внимания автора — сущность награды (прежде всего государственной). Награда понимается как социальное отношение. Проводится различие между феноменально данным знаком награды и наградой как позитивной (поощрительной) санкцией власти. Награда рассматривается как многомерный символ. Она символизирует подвиги, заслуги, услуги, за которые ею награждают; социальные успехи личности награжденного и достигнутый им социальный статус; власть и господство социального субъекта-учредителя награды. Соответственно у награды три основные формы символической значимости: социально-этическая, индивидуально-личностная, властно-политическая. Ядровой элемент сущности награды — это властно-политическое социально-иерархическое отношение, вектор которого первично всегда направлен сверху вниз. Идеально-типическая структура наградных отношений троична: награда — это особая форма устойчивого социального взаимодействия между тремя социальными субъектами: (1) учредителем награды и награждающим, (2) принимающим условия достижения награды и заслуживающим ее, (3) социумом как наблюдателем взаимоотношений между двумя первыми субъектами и потенциальным участником в борьбе за награду. Наградные системы государств представляют собой символические средства коммуникации власти и народа с обоюдной контингентной селективностью, выстраиваемые над естественным разговорным языком. Консенсус социума в отношении ценностной значимости награды является необходимым условием для признания общезначимыми заключенных в награде духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент политической идеологии, господствующей в обществе. Эти ценности обусловливают выбор и характер социально-этических добродетелей, а они, в свою очередь, определяют селективные критерии, на основании которых представители правящей власти распознают значимые для государства и общества действия и отделяют их от ординарных. Объясняется также, почему сущность награды невозможно понять в свете доктрины символического обмена. Легитимность властного господства является необходимым условием наградных отношений, поскольку создает нравственно-волевой консенсус между тремя их субъектами. Социальный институт наградного дела действует эффективно только благодаря легитимности господства власти, принцип добровольности в отношении к условиям достижения наград при этом не нарушается.

Ключевые слова:

награда наградные отношения социальный институт наградного дела символ значимость ценности социально-иерархическое властно-поли тическое отношение легитимность властного господства award award relations social institution of the award affairs symbol significance values social hierarchical overbearing-political attitude legitimacy of power dominance

Рубрики:

Политическая социология
Политическая теория



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: