Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Универсализм ценностей студенческой молодежи и развитие российского общества



Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Богдан И.В.
Универсализм ценностей студенческой молодежи и развитие российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2021. - Т. 21. - №1. - С. 97–109. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109
ISSN 2408-8897
DOI 10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=44806907

Размещена на сайте: 17.03.21

Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/25774 (дата обращения 17.03.2021)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Богдан И.В. Универсализм ценностей студенческой молодежи и развитие российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2021. - Т. 21. - №1. - С. 97–109. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109
DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109
Ryazantsev I.P., Podlesnaya M.A., Bogdan I.V. Universalism of Student Youth Values and the Development of Russian Society // Bulletin of the RUDN. Series: Sociology, 2021, Vol. 21, No. 1, pp. 97–109. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109

Аннотация

Концепт устойчивого развития в последние десятилетия стал основным теоретическим ориентиром для большинства стран. Не последнюю роль в обеспечении устойчивого развития играют традиции и ценности, в том числе установки молодежи, особенно студенчества, которое ориентировано на профессиональное будущее в России или за рубежом. Понимание вектора предпочтений студенческой молодежи во многом определяет стратегию развития страны и оценку ее человеческого капитала. В 2018 году авторы провели вторую волну эмпирического исследования «Духовно-нравственная культура российского вуза» (первая волна — 2012 год), ориентированного на изучение ценностей студентов таких ведущих вузов, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, и таких региональных вузов, как Тюменский государственный университет, Самарский государственный технический университет и Севастопольский государственный университет. Метод исследования — массовый опрос учащихся с помощью анкеты, в том числе посредством онлайн-анкетирования. Всего было опрошено 2505 студентов. В качестве объяснительной модели использовалась концепция традиционалистской модернизации. В статье проанализированы результаты факторного анализа ценностных ориентаций учащихся по шкале Шварца и досуговых практик студентов, а также такие показатели, как авторитет и авторитетное мнение, ответственность и чувство толерантности студентов. Авторы приходят к выводу об универсализме ценностей студенческой молодежи, которые оказываются весьма гибкими в отношении как процессов модернизации, так и сохранения российской специфики, что несколько отличается от исследования 2012 года, где приверженность традиционализму была более выраженной. Авторы статьи интерпретируют этот факт как поколенческую черту людей, рожденных в благополучные 2000-е годы, что свидетельствует о постепенном переходе российского общества к универсализму ценностей, совмещению самых разных ценностных оснований и уходе от патерналистских установок. В статье представлен сравнительный анализ по ряду показателей столичных и региональных вузов, отмечена специфика тех и других, что позволяет говорить о разной степени универсализма ценностей.

Ключевые слова:

российский университет столичный и региональный вуз студенческая молодежь и ее ценности устойчивое развитие традиционалистская модернизация шкала шварца факторный анализ универсализм ценностей russian university metropolitan and regional university student youth and their values sustainable development traditionalist modernization schwartz scale factor analysis universal values

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: