Память российских поколений в контексте теории культурной травмы (на материале полевых исследований)

Память российских поколений в контексте теории культурной травмы (на материале полевых исследований)



Митрофанова А.В.
Память российских поколений в контексте теории культурной травмы (на материале полевых исследований) // Историческая память молодого человека: способы формирования и пути сохранения. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 21-23 мая 2021 г. / Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, Российский православный университет святого Иоанна Богослова в рамках проекта Русская мемориальная культура как способ патриотического воспитания и формирования исторической памяти современной молодежи. - Москва: Летний сад, 2021.- С. 85-91.
ISBN 978-5-98856-456-0

Размещена на сайте: 30.06.21

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Митрофанова А.В. Память российских поколений в контексте теории культурной травмы (на материале полевых исследований) // Историческая память молодого человека: способы формирования и пути сохранения. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 21-23 мая 2021 г. / Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, Российский православный университет святого Иоанна Богослова в рамках проекта Русская мемориальная культура как способ патриотического воспитания и формирования исторической памяти современной молодежи. - Москва: Летний сад, 2021.- С. 85-91.

Аннотация

Статья написана в рамках концепции культурной травмы, предполагающей дистанцию между непосредственно травматогенной ситуацией и коллективным конструированием «травмы» как ее репрезентации. Основой исследования послужила серия глубинных интервью с потомками пострадавших от политических репрессий, направленных на выяснение чувств и мыслей респондентов по поводу пережитого их предками. Установлено, что память потомков носит фрагментарный характер, лишена личного, эмоционального отношения. Потомки затрудняются придать смысл страданиям предков и воспринимают травматогенную ситуацию как деперсонализированную и бессмысленную. Это препятствует выработке мастер-нарратива, которые мог бы способен оказать на общество консолидирующее воздействие. Автор возлагает надежду на ненарративные практики конструирования культурной травмы, предполагающие не создание связного повествования о травматизирующем событии, а воплощение памяти в материальных предметах или действиях.

Ключевые слова:

культурная травма массовые политические репрессии межпоколенческая память мастер-нарратив ненарративные практики cultural trauma mass political repression intergenerational memory master-narrative non-narrative practices

Рубрики:

Политические институты
Социология поколений



Возможно, вам будут интересны другие публикации: