Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Тенденции академической мобильности в России: статистическая аналитика и прогностика



Ростовская Т.К., Золотарева О.А.
Тенденции академической мобильности в России: статистическая аналитика и прогностика // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 3. – С. 421–439.
DOI 10.15507/1991-9468.104.025.202103.421-439
ISSN 1991-9468
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46591823

Размещена на сайте: 10.10.21

Поискать полный текст на Google Academia

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К., Золотарева О.А. Тенденции академической мобильности в России: статистическая аналитика и прогностика // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 3. – С. 421–439.
DOI: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.421-439
Rostovskaya T.K., Zolotareva O.A. Trends of Academic Mobility in Russia: Statistical Analysis and Forecasting. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2021; 25(3):421-439. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.421-439

Аннотация

Введение. В настоящее время конкурентоспособность университетов определяется уровнем их интернационализации, которую невозможно представить без академической мобильности. Это находит отражение в мировых рейтингах университетов. Российские вузы в них не занимают лидирующих позиций, они теряют свою роль в глобальном образовательном пространстве. Сегодня необходимо принимать оперативные, конструктивные решения, способствующие росту академической мобильности, однако разработка мер в данной области не представляется возможным без перспективных оценок показателей, характеризующих как развитие интернационализации высшего образования, так и его качество. В этой связи целью исследования является построение прогнозных сценариев академической мобильности в России. Материалы и методы. Исследование основано на статистических методах анализа временных рядов и прогнозирования. Перспективные значения показателя численности иностранных граждан ‒ учащихся российских вузов получены на основе экспоненциальных функций и адаптивных методов прогнозирования. Выбор модели с наилучшими значениями прогноза базируется на формально-логическом анализе с сопоставлением основных характеристик точности и качества. Результаты исследования. В статье представлены прогнозные сценарии академической мобильности в России: регрессивный, консервативный, умеренно-оптимистичный. Полученные результаты прогноза определяют возможности роста конкурентоспособности российского образования и улучшения позиций российских университетов в мировых рейтингах только при условии формирования и развития качественного цифрового образования на базе инфраструктуры, обеспечивающей высокую техническую надежность. Обсуждение и заключение. Предложенные методология и оценки перспективных значений целевых ориентиров роста вузовской академической мобильности не только обосновывают расширение возможностей применения адаптивных методов прогнозирования, но и могут учитываться при корректировке/актуализации плановых значений индикаторов, вводимых в государственные инициативы, направленные на развитие интернационализации российского высшего образования, что говорит о высокой практической значимости данной статьи.

Ключевые слова:

высшее образование интернационализация высшего образования национальный проект «образование» прогноз численность иностранных студентов higher education internationalization of higher education national project “education” forecast the number of foreign students

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: