Выявление возвратного потенциала академической мобильности для России: анализ социологического исследования

Выявление возвратного потенциала академической мобильности для России: анализ социологического исследования



Ростовская Т.К.
Выявление возвратного потенциала академической мобильности для России: анализ социологического исследования // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 3(29). – С. 201-209. – DOI 10.15350/2409-7616.2021.3.17.
ISSN 2409-7616
DOI: 10.15350/2409-7616.2021.3.17
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46631171

Размещена на сайте: 25.10.21

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К. Выявление возвратного потенциала академической мобильности для России: анализ социологического исследования // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 3(29). – С. 201-209. – DOI 10.15350/2409-7616.2021.3.17.
DOI: 10.15350/2409-7616.2021.3.17

Аннотация

В статье представлен анализ авторского социологического исследования «Возвратный потенциал академической мобильности для России: масштабы, социально-демографическая структура, условия реализации», проведенного в ноябре-декабре 2020 года путем офлайн и онлайн интервьюирования. Целью исследования явилось выявление количественных и качественных характеристик возвратного потенциала выездной академической мобильности для России в странах ОЭСР. Исследовательскими задачами стали: определение социально-демографических характеристик, мотивации выезда из России, а также реакции на меры социально-экономической политики России по итогам проведенных глубинных интервью у 21 высококвалифицированных россиян, работающих или обучающихся за рубежом. Результаты исследования показали: в настоящее время необходимо активизировать государственные механизмы по возвращению высококвалифицированных специалистов в Россию посредством создания новых схем сотрудничества; расширять программы привлечения ученых-соотечественников для их сотрудничества с российскими университетами и проведения совместных исследовательских проектов; необходимо уделять большее внимание наукоемким секторам экономики, которые могут способствовать переходу национальной экономики к производству инновационных продуктов и услуг и торговли ими. Автор считает, что обозначенное окажет стимулирующее воздействие на обмен знаниями и опытом, может в дальнейшем стимулировать создание привлекательных рабочих мест, и в конечном счете, повлияет на сокращение «утечки мозгов», то есть, все будет работать на устойчивое развитие России.

 

Ключевые слова:

академическая мобильность возвратный потенциал академической мобильности миграция высококвалифицированных специалистов academic mobility return potential of academic mobility migration of highly qualified specialists

Оглавление

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: