Социология: 4М. № 36

Социология: 4М. № 36

по-русски    in english    

 

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

Социология: методология, методы, математическое моделирование

№ 36, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Практики сбора и анализа формализованных данных

Кученкова А.В., Татарова Г.Г. Стратегия применения логико-комбинаторных методов в процедурах типологического анализа

В статье обосновывается необходимость комплексного применения двух известных логико-комбинаторных методов (метод качественного сравнительного анализа (qualitative comparative analysis, QCA) и ДСМ-метод) при решении задач типологического анализа. Предлагается стратегия их совместного использования в достаточно распространенной исследовательской ситуации, специфика которой обусловлена, в частности, вторичной концептуализацией данных крупномасштабных исследований. Анализируются результаты апробации этой стратегии.

Ключевые слова: социологическая контекстуальность, типологизация, типологический анализ, языковая и логическая структура типологического анализа, логико-комбинаторный метод, ДСМ-метод, QCA-метод

Понарин Э.Д., Лисовский А.В., Зеликова Ю.А. Модели для пуассоновских зависимых переменных: можно ли прогнозировать результативность футбольных матчей?

Статья описывает общий случай пуассоновской регрессии и указывает на ее отличия от логарифмически линейных моделей для анализа таблиц сопряженности. Пуассоновская модель применяется к анализу количества забитых мячей в чемпионате России. На данном примере обсуждается отличие пуассоновской модели от линейной регрессии по методу наименьших квадратов.

Ключевые слова: пуассоновская регрессия, логарифмически линейные модели, футбол

Товар Гарсиа Э.Д. Образовательные траектории школьников Ярославской области: дискриминантный анализ в сравнении с логистической регрессией

В статье приведены результаты исследования образовательных траекторий школьников Ярославской области. Основные выводы заключаются в том, что успеваемость школьника, образовательные планы его друзей и уровень образования его отца служат ключевыми предикторами решения продолжить образование. Благодаря этой информации можно узнать, какие школьники рискуют не продолжить обучение. Далее сравниваются возможности логистической регрессии и дискриминантного анализа для бинарных зависимых переменных. При наличии необходимых предпосылок для использования методов обе стратегии позволяют классифицировать школьников с приемлемой точностью.

Ключевые слова: образовательная траектория, успеваемость, семейные ресурсы, человеческий капитал, логистическая регрессия, дискриминантный анализ, Ярославская область

Неформализованные данные: методы сбора и анализа

Дивисенко К.С. Опыт структурно-семантического анализа автобиографического нарратива

В статье приводится описание метода структурно-семантического анализа нарратива, основанного на семиологической теории А.-Ж. Греймаса. В качестве иллюстрации используется автобиографический текст, в котором описываются религиозный поиск и обращение. Делаются выводы о возможностях использования данного метода в реконструкции религиозного жизненного мира.

Ключевые слова: А.Ж. Греймас, автобиография, актант, актантная модель, жизненный мир, нарратив, религия, репрезентация религиозного опыта, семиология, структурно-семантический метод

Онлайн-исследования

Кольцова О.Ю., Маслинский К.А. Выявление тематической структуры российской блогосферы: автоматические методы анализа текстов

В статье изложены методологические результаты исследования русскоязычных блогов. Произведена адаптация и апробация автоматизированных методов анализа текстов и соответствующего программного обеспечения для решения содержательных задач (выявление тематической структуры блогосферы, описание ее изменений во времени, выявление процесса образования дискуссионных сообществ). Выделяются и описываются два класса методов деления больших массивов текстов на группы – кластерный анализ и тематическое моделирование; из каждой группы выбирается и апробируется программное обеспечение (ПО). Эксперименты проводятся на двух массивах данных в 104 постов каждый. Обосновывается выбор в пользу тематического моделирования, представлено описание полной технологической цепочки от сбора до социологического анализа данных.

Ключевые слова: Интернет, блоги, методология социологического исследования, кластеризация текстов, тематическое моделирование, «большие данные»

Сетевой анализ

Сафонова М.А., Винер Б.Е. Сетевой анализ социтирований этнологических публикаций в российских периодических изданиях: предварительные результаты

Авторы статьи заинтересованы в выявлении когнитивной структуры российской этнологии, т.е. исследовательских областей внутри этой дисциплины, с помощью сетевого анализа журнальных ссылок из российских научных журналов за 2005–2009 гг. В данном исследовании выяснялось насколько успешны используемые авторами алгоритмы анализа для решения поставленной ими задачи. Выявлено, что для поставленной задачи алгоритм ван-Донгена оказался более эффективным, чем алгоритм Ньюмена.

Ключевые слова: когнитивная структура науки, сетевой анализ, российская этнология

Аналитические обзоры

Малошонок Н.Г. Измерение студенческой вовлеченности: основные методы и их ограничения

Статья носит обзорный характер и посвящена описанию возможностей использования популярного среди зарубежных исследователей концепта «студенческая вовлеченность» и его показателей для оценки успешности высших учебных заведений. В работе рассматриваются основные подходы к операционализации и измерению студенческой вовлеченности, а также представлена авторская классификация методов ее изучения.

Ключевые слова: студенческая вовлеченность, успешность университета, индикаторы процесса и результата, учебный процесс