Институт социологии
Российской академии наук

Социология: 4М. № 33

по-русски    in english    

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

Социология: методология, методы, математическое моделирование № 33, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Общие вопросы методологии и методов исследования

Слободенюк Е.Д., Тихонова Н.Е. Эвристические возможности абсолютного и относительного подходов к изучению бедности в российских условиях

Статья посвящена проблеме изучения бедности в России и характеристике особенностей российских бедных в зависимости от методов их выделения. Показано, что относительный подход к бедности в его депривационной версии обладает в условиях России большими эвристическими возможностями, чем абсолютный подход, хуже улавливающий специфику бедности как социологического феномена. Зафиксирован также ряд особенностей эволюции российской бедности, прослеживающихся вне зависимости от используемых методик ее измерения.

Ключевые слова: бедность, абсолютный подход к бедности, относительный подход к бедности, прожиточный минимум, депривация.

Практики сбора и анализа формализованных данных

Зангиева И.К. Проблема пропусков в социологических данных: смысл и подходы к решению

Содержание настоящей статьи может послужить первым шагом к выработке рекомендаций по выбору способа работы с отдельными пропусками в данных сегодня. В статье предлагаются методы учета конкретной исследовательской ситуации при выборе способов работы с пропусками после сбора данных; выделяются условия, при которых имеет смысл искусственно заполнять пропуски; предлагается способ сравнения алгоритмов заполнения пропусков на основе специально организованного эксперимента; рассматриваются возникающие при этом трудности; строится типология используемых для заполнения пропусков алгоритмов, дающая возможность сократить количество последних при сравнении.

Ключевые слова: пропуски в данных, неответы, заполнение пропусков, исследовательская ситуация.

Яковлева А.А. Исследования в труднодоступных группах: опыт использования выборки, управляемой респондентом, и выборки «место-время»

Статья посвящена одной из ключевых методологических проблем социологических исследований в труднодоступных группах – формированию выборки. Представлен опыт применения новых типов выборок – управляемой респондентом и «место-время» – для исследований среди некоторых скрытых и стигматизированных групп (наркопотребители, женщины, занимающиеся проституцией, гомосексуальные мужчины).

Ключевые слова: труднодоступность, труднодоступная группа, выборка, управляемая респондентом, выборка «место – время».

Неформализованные данные: методы сбора и анализа

Рождественская Е.Ю. Документальный доступ к «субъективным микротеориям» и обыденному знанию

В статье ставятся задачи ревизии маннгеймовского понятия документального доступа к индексальности «пространств опыта», а также различений понятий «понимание» и «интерпретация», «конъюнктивный опыт» и «коммуникативный опыт». Метод групповой дискуссии тестируется как резервуар конъюнктивного/дизъюнктивного и коммуникативного опыта, а коммуникативная валидизация апробируется как способ подтверждения субъективных микротеорий в ходе групповой дискуссии. В результате анализа эмпирического кейса обыденного знания о маскулинности уточняется терминология, обслуживающая дискурс коллективных биографий, а также корректируется методическое сопровождение групповых дискуссий, развивающееся в сторону контролируемой интервенции исследователя-модератора, который участвует в валидизации обобщения конъюнктивного/дизъюнктивного и коммуникативного опыта.

Ключевые слова: документальный доступ, субъективные теории, конъюнктивный опыт, коллективные биографии, коммуникативная валидизация, групповая дискуссия, маскулинность.

Аналитические обзоры

Сивак Е.В. История оценочных исследований в образовании в США: аналитический обзор

В обзоре прослеживаются основные этапы развития оценочных исследований в образовании в США: описывается процесс профессионализации этой области, отмечаются основные изменения в методологии (в том числе развитие методологии эксперимента и альтернативных методов), задачах оценивания, приводятся результаты наиболее значимых исследований.

Ключевые слова: оценочные исследования в образовании, эксперименты, квазиэксперименты.

Черкашина Т. Ю. Индексы глобализации: индикаторы и логика построения

В статье описана процедура расчета четырех индексов глобализации, предложенных консалтинговым агентством A.T. Kearney, Швейцарским экономическим институтом, Центром исследований глобализации и регионализации Университета Уорвика и коллективом исследователей из Университета Отто-Фридриха в Бамберге. Все они, придерживаясь единой принципиальной схемы расчетов и используя «ядро» индикаторов глобализации, предлагают набор конкретных показателей, отражающих экономические, политические, культурные, социальные, технологические аспекты глобализации (набор этот у каждой организации свой, в чем-то отличающийся от других). В статье показаны особенности интерпретации значений индексов глобализации с учетом эффекта панельной нормализации.

Ключевые слова: глобализация, индексы глобализации, панельная нормализация. Постановка исследовательской

Переводы

Веллеман П.Ф., Уилкинсон Л. Типологии номинальных, ординальных, интервальных и относительных шкал вводят в заблуждение. (Перевод с английского – В.И.Хоменко)

Разработанная психофизиком С.С. Стивенсом типология измерительных шкал доминирует в социальной статистике на протяжении без малого 50 лет. В течение этого времени данная типология неизменно оставалась предметом активной полемики. Недавно типология шкал Стивенса пережила свой ренессанс, связанный с разработкой компьютерных статистических пакетов. Однако ныне терминологию Стивенса используют без учета как классической критики, сопровождавшей ее появление, так и достижений в области анализа данных, которые появились в последние десятилетия.

Ключевые слова: анализ данных, типы данных, измерительные шкалы, шкалирование.

Результаты конкурса переводов

Благодарности



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: