Доклад по социальной политике

Доклад по социальной политике

<<назад  

оглавление

дальше>>

7. Оценка ситуации и реформ в сфере образования (продолжение)

Что касается проблемы закрытия малокомплектных сельских школ, то большинство опрошенных (79%) считают, что малокомплектные сельские школы закрывать нецелесообразно.

Что касается других аспектов отношения населения к происходящим реформам в сфере образования, то надо отметить отсутствие единодушия в их оценке, как и в отношении тех аспектов реформ, о которых говорилось выше.

Сегодня наиболее широко обсуждается введение системы ЕГЭ, которая должна задавать единые требования при вступительных экзаменах ко всем выпускникам независимо от места жительства. Должна быть упрощена процедура поступления в вузы, заключающаяся в том, что результаты ЕГЭ можно будет послать в ряд вузов, лично их не посещая, и, если результат окажется достаточен по условиям поступления на тот или иной факультет конкретного вуза, то абитуриента зачислят на 1 курс. Предполагается, что сдача ЕГЭ будет естественным связующим звеном между системой среднего и высшего образования, снижая коррумпированность вузов и открывая больше возможностей для способных детей из малообеспеченных семей, жителей небольших городов и сел. Учитывая масштабность и значимость этого нововведения, как выяснилось в ходе исследования, 35% опрошенных не знают сути этой реформы, 44% – одобряют ее, а 20% – считают неправильной и вредной по своим последствиям. При этом даже для представителей одной возрастной когорты характерна рассогласованность мнений относительно правильности/неправильности этой реформы (см. табл. 16).

Таблица 16

Доля представителей разных возрастных когорт, различающихся отношением к введению ЕГЭ, в % от групп выделенных по их от отношению к ЕГЭ

Возрастные когорты

Оценка введения ЕГЭ

Правильная

Частично правильная

Неправильна

Не знают суть реформы

До 30 лет

21,0

21,0

21,0

14,0

31-40 лет

26,0

23,0

23,0

14,0

41-50 лет

27,0

24,0

23,0

18,0

51-60 лет

17,0

18,0

15,0

23,0

Старше 60 лет

10,0

14,0

18,0

33,0

Основными различиями между семьями, имеющими детей, но дающими различные оценки введению ЕГЭ, можно считать расхождения в самооценке материального положения и социального самочувствия, а не объективного уровня жизни, в меньшей степени отражающего скрытые ресурсы семей. Следовательно, все россияне примеривают сейчас социальные реформы на себя. Те, кого это непосредственно не касается (пенсионеры), не следят за ходом событий и не задумываются о проблеме как таковой. Бóльшая часть респондентов оценивает изменения через призму своего материального положения. Другими словами, трансформация системы образования будет стоить для многих россиян слишком дорого, хотя замысел ее был изначально прямо обратным. Видимо, сказывается тот факт, что, как и до введения ЕГЭ, школьники из сел и малых городов испытывают большие трудности с поступлением в вуз, поскольку их школы не дают высокого уровня знаний, который требуется для успешной сдачи экзамена. Иными словами, сам факт введения ЕГЭ – лишь первый шаг на пути решения проблемы образования в России. В условиях сильной дифференциации населения по доступу к образовательным услугам, тем более качественным, этот механизм может не сработать, более того - усилить существующий разрыв.

Как видно из таблицы 17, жители Москвы и Санкт-Петербурга реже, чем жители других населенных пунктов, положительно оценивают введение ЕГЭ, а также менее других осведомлены о содержании реформы среднего образования по сравнению с жителями других населенных пунктов. Это связано, вероятно, с тем, что первоначально именно регионы являлись плацдармом для внедрения ЕГЭ: для столичных жителей это нововведение стало актуальным несколько позже. При этом жители всех типов населенных пунктов относятся к введению ЕГЭ противоречиво.

Таблица 17

Доля групп, различающихся их отношением к введению ЕГЭ, в разных типах поселений, в %

 

Оценка введения ЕГЭ

Тип поселения

Москва, Санкт-Петербург

Областной, краевой, республиканский центр

Районный центр

Рабочий поселок городского типа

Село

Правильная

14,0

29,0

24,0

19,0

24,0

Частично правильная

19,0

19,0

20,0

25,0

22,0

Неправильная

18,0

23,0

20,0

17,0

20,0

Не знают суть реформы

48,0

30,0

36,0

39,0

34,0

 

Как оценивает население динамику развития высшего образования? Ситуация в этой сфере оценивается россиянами более негативно, чем в сфере среднего: улучшение в этом вопросе, за время президентства В. Путина, отметили 13% опрошенных, а ухудшение – 34%. Причем, как можно видеть из таблицы 18, оценка ситуации в данном направлении значимо различается в зависимости от типа поселения. Наиболее негативно расценивают динамику ситуации в высшем образовании жители крупных городов.

Таблица 18

Соотношение между отношением к реформе высшего образования и типом поселения, в %

 

Оценка ситуации в высшем образовании

Тип поселения

Москва, Санкт-Петербург

Областной, краевой, республиканский центр

Районный центр

Рабочий поселок городского типа

Село

Ситуация улучшилась

10,0

13,0

12,0

13,0

18,0

Ситуация осталась прежней

57,0

50,0

55,0

64,0

44,0

Ситуация ухудшилась

33,0

37,0

33,0

23,0

38,0

 

Одним из наиболее значимых факторов для оценки вектора развития высшего образования является уровень материального благосостояния респондентов. Среди тех, чье материальное положение за последние 2-3 года улучшилось, положительные оценки динамики ситуации в сфере высшего образования встречались в 2,5 раза чаще, в то время как среди тех, у кого оно ухудшилось, ситуация была обратной – негативные оценки встречались втрое чаще положительных. У тех, чье положение осталось неизменным, эти оценки практически уравновешивались.

Это говорит о том, что наиболее важными факторами, определяющими отношение россиян к изменениям в сфере среднего и высшего образования, являются уровень материального положения и место жительства, которые автоматически либо блокируют, либо открывают доступ человека к участию в происходящих изменениях.

Причем негативные оценки системы высшего образования не связаны с соответствием/несоответствием российского высшего образования мировым стандартам (59% населения считает, что оно им соответствует, и 41% – не соответствует). Более того, уверенность в том, что высшее образование в России соответствует мировому уровню увеличивается при переходе от менее образованных к более образованным (см. рис. 46), и это один из очень немногих аспектов, связанных с проблематикой образования, где наиболее высокие оценки даются самыми образованными группами.

Рисунок 46

Разница между оценками соответствия и несоответствия российского высшего образования мировым стандартам в зависимости от уровня образования, в %

 

Поровну разделилось мнение опрошенных относительно качества бесплатного и платного образования. При этом сторонниками «качественности» бесплатного образования являлись люди, которые не могли позволить себе пользоваться платными образовательными услугами. Это были в основном представители группы, которая считает, что без материальной поддержки со стороны государства им не обойтись, где боятся резкого роста жилищно-коммунальных платежей, основной способ улучшения своего материального положения видят в работе на приусадебном участке и т.д. Все это свидетельствует о том, что сторонники более высокого качества бесплатного образования по отношению к платному относятся к далеко не самым благополучным в материальном отношении слоям населения.

Таким образом, люди, низко оценивающие качество платных образовательных услуг, делают это потому, что они для них недоступны. К тому же активное развитие системы платного образования, включая дополнительные образовательные услуги (подготовительные курсы, репетиторство и прочее) еще больше закрывает для них доступ к образованию.

Проблема платности высшего образования сопряжена с вопросом соотношения государственного и частного финансирования высшего образования. Абсолютное большинство опрошенных (89%) считают, что высшее образование за государственный счет должно быть доступно всем желающим и имеющим для этого необходимую подготовку.

Итак, перенос ответственности на индивидуальный уровень, либерализация сферы образования, пока что не соответствуют объективным возможностям и ожиданиям людей в этой области: в большинстве российских семей ни возможности, ни, соответственно, готовности принять соответствующую финансовую нагрузку на себя в полном объеме не наблюдается, особенно в условиях одновременности роста расходов на медицинскую помощь, образование и ЖКХ. В условиях, когда высшее образование является для россиян самостоятельной ценностью, это естественным образом приводит к тому, что сегодня роль государства в этой сфере для россиян не уменьшается, а увеличивается. В перспективе, по мере роста благосостояния россиян, возможно перераспределение ответственности, т.к. значительная часть россиян достаточно толерантно настроены по отношению к платному образованию, и платные образовательные услуги относятся к числу тех, которые население уже довольно активно использует. Барьером здесь выступает только ограниченность материальных возможностей.

Своего рода «тестом» степени патернализма и уравнительности сознания россиян выступает вопрос о предоставлении государством льгот на обучение в вузах определенным категориям населения. Наибольшую поддержку (70%) населения получила льготная категория, состоящая из отличников, медалистов и победителей Олимпиад (см. рис. 47), в то время как легитимность льгот для детей из бедных семей достаточно низка. Это говорит о том, что  ни о каком господстве уравнительных универсалистских моделей в этой области не может быть и речи.

Рисунок 47

Распределение по льготным категориям при поступлении в вуз на местах, финансируемое государством, в %

 

Обратимся далее к той части реформы высшего образования, которая заключается в переходе к двухступенчатой системе обучения в вузах «бакалавриат + магистратура» с постепенной отменой квалификации специалиста. Такое реформирование связано с тем, что в 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, согласно которой к 2010 г. наша страна должна влиться в единое европейское образовательное пространство. За изменением формальной организации кроются глубокие содержательные трансформации, связанные с пересмотром роли высшего образования в обществе.

Однако, вопреки значимости грядущих изменений, 57% опрошенных не знают сути этой реформы, всего 15% – считают ее правильной, а 17% – ее не одобряют. Интересно при этом, что даже те люди, которые осведомлены относительно других социальных реформ, например, реформы ЖКХ, пенсионной реформы, монетизации льгот, практически ничего не знают о содержании реформы высшего образования. Вероятно, это связано с тем, что далеко не все вузы Москвы, и, тем более, России в настоящее время участвуют в этом проекте. Кроме того, в СМИ эта проблема, по сравнению с введением ЕГЭ, широко не освещается (см. табл. 19).

 

Таблица 19

Отношение к реформе высшего образования в различных типах поселений, в %

 

Оценка перехода

к системе «бакалавриат + магистратура»

Тип поселения

Всего по массиву

Москва, Санкт-Петербург

Областнойцентр

Районный центр

Рабочий поселок

Село

Правильная

17,0

19,0

16,0

11,0

9,0

15,0

Частично правильная

11,0

11,0

13,0

15,0

9,0

11,0

Неправильная

17,0

19,0

14,0

12,0

18,0

17,0

Не знают суть реформы

55,0

50,0

56,0

62,0

64,0

57,0

 

Правильной и способной, которая улучшит положение их семьи, считают реформу чаще те, кто более позитивно оценивает свое материальное положение, используют переобучение и переквалификацию как средство улучшения материального благосостояния. Переход на новую систему обучения не является проблемой для образованных слоев населения крупных городов, поскольку имеющиеся у них ресурсы позволят получить желаемое образование без особых препятствий. Беспокойство вызывают жители малых городов и сел, которые не знают, к чему им надо в этой связи готовиться.

Как показало исследование, население России плохо информировано относительно проводящихся в сфере образования реформ, особое беспокойство у россиян вызывает доступность высшего образования. Переход на двухступенчатую систему обучения еще только начинается, в то время как введение ЕГЭ происходит уже в течение нескольких лет. Сельские жители с плохим материальным положением, оказываются отрезанными от общего процесса изменений. Главным индикатором этого является даже не столько их отрицательное отношение к реформам, сколько именно степень информированности: если человек не знает о своих возможностях, то он заведомо не сможет их реализовать.  

 
<<назад  

оглавление

дальше>>