Внутрисемейные факторы формирования моно и биэтнической идентичности детей из межнациональных семей



Бурханова Ф.Б., Садретдинова Э.В., Мухамадиева Р.Р.
Внутрисемейные факторы формирования моно и биэтнической идентичности детей из межнациональных семей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 2. С. 55-65.
DOI 10.52452/18115942_2021_2_55
ISSN 1811-5942
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=46595998

Размещена на сайте: 13.12.21

Поискать полный текст на Google Academia

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Бурханова Ф.Б., Садретдинова Э.В., Мухамадиева Р.Р. Внутрисемейные факторы формирования моно и биэтнической идентичности детей из межнациональных семей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 2. С. 55-65.
DOI: 10.52452/18115942_2021_2_55
Burkhanova F.B., Sadretdinova E.V., Mukhamadivea R.R. Intra-family factors of formation of mono and bi-ethnic identities of children from interethnic families. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Social Sciences. 2021. No. 2 (62). Pp. 55-65. DOI 10.52452/18115942_2021_2_55

Аннотация

В статье рассматривается состояние этнической идентичности детей из межнациональных семей и ее связь с факторами, воздействующими на процесс ее формирования на уровне семьи: с этнической идентичностью родителей, их установками на формирование ее у детей; с объемом и характером воспитательного, социализирующего влияния отцов и матерей; с языковыми установками родителей и практиками использования национальных языков. Основная цель статьи – ответить на вопрос, как связано определение национальности у детей по матери, по отцу и по обоим родителям с тем, каковы ориентации родителей в вопросе формирования этнической идентичности у детей и каково их воздействие на детей как субъектов этого процесса. Анализ основан на результатах анкетирования детей 16-23 лет и их родителей из межнациональных семей, проведенного в Башкортостане в 2019 г. Опрошено 363 семьи: 363 родителя и 363 детей. Основные выводы. Самоопределение  национальности по отцу доминирует у детей, но сохраняется больше как традиция, чем результат влияния отцов, хотя можно говорить о действительном влиянии тех отцов, которые наравне с матерями вовлечены в общение со своими детьми. Мономатеринская идентификация не принимается как норма (как надо определять национальность) ни отцами, ни матерями, ни детьми, но она существует как реальная практика у детей (записали национальность матери как свою, ощущают принадлежность к ней). И такая идентификация связана с реальным влиянием матерей, их вкладом в социализацию и воспитание. Биэтническая идентификация выступает для детей как наиболее нормативно верная в ситуации разных национальностей родителей, однако как практика она распространена реже отцовской, сопоставима по числу выборов с мономатеринской. Чаще би-идентичность имеют дети, которые оценивают отцов и матерей как равных субъектов влияния.

Ключевые слова:

межнациональная семья этническая идентичность моноэтническая идентичность биэтническая идентичность социализация в семье воспитание в семье дети родители interethnic family ethnic identity mono-ethnic identity bi-ethnic identity socialization in the family upbringing in the family children parents

Рубрики:

Социология семьи
Этносоциология



Возможно, вам будут интересны другие публикации:


полная версия страницы

© 1998-2022. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)