Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход

Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход



Прошкова З.В.
Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. №3. С. 34-41. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/32SCSK322.pdf
ISSN 2542-0577
DOI: 10.15862/32SCSK322
EDN: SBZYIM
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49954638

Размещена на сайте: 02.12.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://sfk-mn.ru/32SCSK322.html (дата обращения 02.12.2022)



Ссылка при цитировании:

Прошкова З.В. Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. №3. С. 34-41. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/32SCSK322.pdf
DOI: 10.15862/32SCSK322
EDN: SBZYIM

Аннотация

В статье анализируется культурный капитал семьи, а также рассмотреныспособы его передачи подрастающим поколениям. Актуальность проблематики обусловлена необходимостью развития человеческих ресурсов, в особенности образовательных и профессиональных. Вопросами исследования стали виды культурного семейного капитала иособенности его трансмиссии, влияние профессии педагога в сфере дошкольного образования на персональную и межпоколенческую социальную мобильность, прохождение образовательного и профессионального пути представителями нескольких семейных генераций, релевантность биографического метода.В проекте изучались биографические интервью родителей учащихсявысокорейтинговых российских школ. Собранные эмпирические массивы позволили получить выводы о трех поколениях семьи информантов. В дополнение к межпоколенческому анализупроведено исследование имеющихся социологических проектов, подробно рассматривавших деятельность педагогов в сфере дошкольного и школьного образования.Автором представлено обоснование нескольких значимых механизмов наследования культурного капитала средними и младшими поколениями семьи. Изучение биографическихматериалов проводилось с помощью отечественной компьютерной программы «Дискант». Установлено, что профессия педагога детского сада положительно влияет на личную и поколенческую социальную мобильность. Основным способом передачи семейного капитала является наследование ценностных ориентаций на образование и получение профессии в сфере высококвалифицированного труда. Дополнительным механизмом трансмиссии культурных ресурсов можно считать посещение культурных мероприятий и кружков.Обоснована релевантность биографического подхода в применении к проблематикеисследования. Метод обеспечивает получение обширного эмпирического материала с возможностью углубиться в понимание текстов. Ограничением в использовании биографического подхода стала сложность цифровой обработки первичной социологическойинформации.

Ключевые слова:

межпоколенческий анализ биографический метод семья культурный капитал образовательный путь профессиональный путь педагоги в сфере дошкольного образования высокорейтинговые школы intergenerational analysis biographical method family cultural capital educational path professional path teachers in the field of preschool education top-rated schools

Рубрики:

Социология семьи
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: