Политическое пространство художественного вымысла: «Банальность зла» сквозь призму литературной рефлексии  

Политическое пространство художественного вымысла: «Банальность зла» сквозь призму литературной рефлексии  



Коваль О.А., Крюкова Е.Б.
Политическое пространство художественного вымысла: «Банальность зла» сквозь призму литературной рефлексии  // Человек. 2022. Т. 33. № 4. С.  94–110.
ISSN 0236-2007
DOI: 10.31857/S023620070021630-0
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49464530

Размещена на сайте: 02.02.23

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Коваль О.А., Крюкова Е.Б. Политическое пространство художественного вымысла: «Банальность зла» сквозь призму литературной рефлексии  // Человек. 2022. Т. 33. № 4. С.  94–110.
DOI: 10.31857/S023620070021630-0

Аннотация

Знаменитая работа Х. Арендт «Банальность зла», освещающая иерусалимский процесс 1961 года над нацистским преступником А. Эйхманом, в последнее время вызвала новую волну дебатов. Поднятые Арендт вопросы об особом статусе преступлений против человечества и о компетентности судебных инстанций в их рассмотрении, о заурядном характере зла и его прямой связи с неспособностью самостоятельно выносить суждения, конформизме еврейского руководства и двойственной роли юденратов в реализации программы «окончательного решения» не только дискутируются в научных кругах, но и все чаще находят отражение в художественных произведениях. В фокусе внимания авторов статьи — одна из версий литературной рецепции арендтовской теории, осуществленная польским писателем А. Бартом в его романе «Фабрика мухобоек». Действие романа сосредоточено, как и в книге Арендт, на судебном разбирательстве, только обвиняемым здесь оказывается председатель лодзинского юденрата Х. Румковский. Спорная фигура Румковского, чье сотрудничество с немецкими властями ради сохранения вверенной ему общины отличалось чрезмерным усердием, позволяет Барту показать ограниченность юридического подхода в деле свершения справедливости. Представленный в романе трибунал становится тем местом, где проблематичные взаимоотношения морали и закона выстраиваются в новую констелляцию и уже не буква кодекса определяет нравственное поведение, а этическое действие и высказывание от первого лица обусловливают легитимность права. Изображенный Бартом суд может быть прочитан как своеобразный аналог публичного пространства, которое Арендт считала необходимой предпосылкой подлинной политической жизни индивида и общества

Ключевые слова:

Ханна Арендт «Банальность зла» Анджей Барт «Фабрика мухобоек» Холокост юденрат этика политика философия литература Hannah Arendt Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil Andrzej Bart The Flytrap Factory the Holocaust Judenrat ethics politics philosophy literature

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)