Члены правительств постсоветской России: историческая динамика занятости после отставки (от Б. Н. Ельцина к В. В. Путину)

Члены правительств постсоветской России: историческая динамика занятости после отставки (от Б. Н. Ельцина к В. В. Путину)



Тев Д.Б.
Члены правительств постсоветской России: историческая динамика занятости после отставки (от Б. Н. Ельцина к В. В. Путину) // Ars Administrandi (Искусство управления). 2023. Т. 15, № 2. С. 174–201.
ISSN 2218-9173
DOI: 10.17072/2218-9173-2023-2-174-201
EDN: OQYDRV
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54092367

Размещена на сайте: 29.06.23

Текст статьи на сайте журнала URL: http://ars-administrandi.com/index.php/arsadm/article/view/572/891 (дата обращения 29.06.2023)



Ссылка при цитировании:

Тев Д.Б. Члены правительств постсоветской России: историческая динамика занятости после отставки (от Б. Н. Ельцина к В. В. Путину) // Ars Administrandi (Искусство управления). 2023. Т. 15, № 2. С. 174–201.
DOI: 10.17072/2218-9173-2023-2-174-201
EDN: OQYDRV

Аннотация

Введение: динамика постправительственной карьеры является значимым предметом исследования, поскольку ее анализ позволяет прояснить характер взаимоотношений правительства с другими институтами власти, лучше понять поведение его членов, оценить устойчивость членства в элите и степень элитной интеграции в различные периоды. Цель: выявление сходств и различий в посткарьере членов правительств России, ушедших в отставку при президенте Ельцине и в послеельцинский период, и факторов, определяющих такие сходства и различия. Методы: статистически обработанная база данных, включающая биографические анкеты членов постсоветских кабинетов, которые хотя бы однажды выбывали из правительства. Результаты: сравнительный анализ постправительственной карьеры показал, что в послеельцинский период возросла роль федеральных административных органов, прежде всего Администрации Президента, как места работы. Напротив, переходы в федеральный парламент стали более редкими, чему способствовало ослабление его роли, снизившее привлекательность законодательных позиций и проявившееся в падении значимости легислатуры как канала рекрутирования министров. Переходы в региональные администрации редки в оба периода, но в послеельцинское время члены правительства чаще становились губернаторами, чему способствовала централизация власти. Наконец, доля переходов из правительства в бизнес сходна в обе эпохи, как и некоторые другие характеристики пантуфляжа. Однако если при Ельцине чиновники, ушедшие в бизнес, чаще оказывались в частном секторе, то в последующее время – в основном в государственном. В оба периода пантуфляжу способствовали высокие доходы в коммерческой сфере и заинтересованность фирм в привлечении на работу чиновников, усиленная кумовским характером капитализма. Выводы: постправительственная карьера в ельцинский и послеельцинский периоды демонстрирует значительные различия, что связано с изменениями в политическом и экономическом устройстве России, повлиявшими на привлекательность и доступность позиций в различных властных институтах.

 

Ключевые слова:

постправительственная карьера федеральная администрация администрация президента губернаторы парламент бизнес post-government career federal administration presidential administration governors parliament business

Рубрики:

Политическая социология
Социология элиты общества



Возможно, вам будут интересны другие публикации: