Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога)

Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога)



Чередниченко Г.А.
Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 3. С. 407-420.
ISSN 1999-9836
DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_3_8_407_420
EDN: NQFGBM
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54386949

Размещена на сайте: 16.10.23

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Чередниченко Г.А. Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 3. С. 407-420.
DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_3_8_407_420
EDN: NQFGBM

Аннотация

Введение ЕГЭ, декларировавшее цели сокращения социального и территориального неравенства доступа к высшему образованию (ВО), позволило обеспечить единые требования и стандарты ВО при переходе на Болонскую систему и шло в одном русле с институциональными преобразованиями средней и высшей школы (усиление иерархии и селективности). Совместным результатом стало нарастание социального неравенства и территориально-поселенческих ограничений в доступе к ВО, которое различается качеством подготовки и будущей экономической выгоды на рынке труда. Шла социальная консолидация двух образовательных треков молодежи: дающего доступ посредством ЕГЭ к очному обучению ВО (преимущественно для выходцев из средних и высших страт) и открывающего путь – через транзит СПО – к заочной подготовке (существенно чаще для молодежи с пониженными экономическими и социокультурными ресурсами). Социально-экономическая обусловленность доступа к разному качеству ВО усиливается межрегиональными и поселенческими различиями, а универсальная конкуренция на основе ЕГЭ вымывает из регионов наиболее подготовленную к учебе молодежь. Снижается мотивация и возможности получения ВО (ценимого рынком труда) у молодежи из малоресурсных групп и усиливается её выталкивание в сектор СПО. Когда система ВО функционирует на рыночной основе, а в накоплении образовательных достижений учащихся и выпускников школ всё большую роль играют частные инвестиции, неизбежен перекос в выборе направлений подготовки ВО: преобладание социально-гуманитарного, правового профиля и недостаток по техническим и научно-естественным специальностям. Поэтому актуальный запрос общества на подготовку инженерных кадров трудно осуществим нынешними мерами госполитики

Ключевые слова:

ЕГЭ стратификация системы образования неравенство доступа в вузы очное и заочное обучение направления подготовки Unified State Exam stratification of the education system inequality in access to universities full-time and part-time education HE specialties

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: