Как сегодня возможна критика Макса Вебера? Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э.Как сегодня возможна критика Макса Вебера? // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 10-14.ISSN 0042-8744DOI 10.31857/S004287440006024-1 РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39567934Размещена на сайте: 28.01.20 Поискать полный текст на Google Academia Моя книжная полкаотложить >> Посмотреть свою книжную полкуВы сохранили эту публикацию >> Посмотреть свою книжную полкуСсылка при цитировании:Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э. Как сегодня возможна критика Макса Вебера? // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 10-14.DOI: 10.31857/S004287440006024-1 АннотацияАвторы проводят мысль о том, что в лекции «Наука как призвание и профессия» М. Вебер артикулировал ряд противоречий в отношении современного для него состояния и перспектив научного знания и исследовательской коммуникации. Научное сообщество представлялось М. Веберу обладающим исключительной способностью производить «объективные» (а не субъективно-оценочные) высказывания о природе и обществе. Однако именно высказанная 100 лет назад идея разграничения науки и не-науки и вытекающее отсюда суверенное право ученых определять направления научного и технического развития вступили в фундаментальное противоречие с современным обществом, в котором наука все больше профессионализируется и превращается в «государственно-капиталистическое предприятие», а индивидуальные смыслы и мотивации ученого, его представления о собственной особой миссии или призвании утрачивают смысл. И хотя сам дискурс лекции ориентирован на демифологизацию миссии современного ученого, Вебер, по мнению авторов, видит универсальную задачу науки в обеспечении ясности альтернативных позиций, а ученый выступает всеприсутствующим наблюдателем или судьёй, обозначающим перед человеком набор последствий того или иного действия. Так что научное объективное суждение оказывается в итоге суждением ценностным, а различение должного и сущего оказывается должным, то есть ненаучным. Данное противоречие авторы предлагают считать основным пунктом критики веберовской позиции применительно к интерпретации современного положения науки.Ключевые слова: макс вебер научное познание миссия ученого наука как призвание профессия ученого max weber scientific knowledge mission of a scientist science as a vocation the profession of a scientist Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Alexander Yu Antonovskiy & Raisa Ed Barash (2020) The Mission of the Scientist Yesterday and Today: On the Centenary of Max Weber’s Wissenschaft als Beruf, Social Epistemology, 34:2, 117-129.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.Наука Макса Вебера: рецепция и современность // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 4. С. 174-188.Давыдов Ю. Н.Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. В пер. — М.: Мартис, 1998. — 510 с.Руденко Н. И.Кризис репрезентации в социальных науках на рубеже 1980-1990х гг.: критика процесса познания и социологических нарративов // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 207-222.Кожанов А. А.Взаимное превращение обыденного и научного в истории создания новой социологии науки в 1970–80-х гг.: модель совмещения социального и рационального объяснений // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2016. – 328 стр. С. 310-324 ? (none) КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 70+0= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10 ↑