Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов

Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов

 <<назад          

оглавление

>> дальше

4. Бюрократия: часть общества или его контрагент?

При оценке взаимоотношений общества, государства и бюрократии выступает вопрос о том, является ли бюрократия (как объективно, так и в восприятии общества) одной из социально-профессиональных групп наряду с другими «бюджетниками», отличаясь от них лишь характером своего труда, или это особый социальный класс, имеющий свои собственные интересы и особенности сознания, поведения. Что представляет собой российская бюрократия – органичную часть российского общества или противостоящую остальному обществу силу, воспринимаемую населением как, по меньшей мере, чуждый ему элемент? Что думают об этом российские чиновники, рядовое население?

Рисунок 11

Восприятие населением и государственными служащими российской бюрократии как особого сословия (в %)

 

Как видно из рис.11, позиции населения и самих госслужащих по вопросу о том, являются ли российские чиновники особым сословием, противоположны друг другу. Если для населения России в целом несомненным фактом является то, что российские чиновники – это особое сословие, объединенное общими интересами и особым образом жизни, то госчиновникам чаще кажется, что они находятся в том же положении, что и остальные бюджетники, хотя и среди них весьма значительная часть (40,5%) обладает выраженным классовым сознанием и соглашается с тем, что они – особое сословие со своими интересами и образом жизни.

Итак, для общества бюрократия – это особое сословие со своими интересами. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о том, удалось ли Президенту страны В. Путину реализовать свой план превращения этого особого сословия – государственной бюрократии – в выразителя интересов страны в целом и потенциального носителя новой национальной субъектности, противостоящего как бизнес-группировкам, так и собственно политической элите. Проанализируем, как интерпретируют интересы бюрократии сами чиновники и население России, считают ли они интересы бюрократии, как особого сословия, совпадающими с интересами России в целом, а ее – выразителем интересов страны. К сожалению, как и на основе предыдущих данных, можно утверждать: россияне не только не готовы видеть в бюрократии выразителя интересов общества, но и рассматривают ее как силу, если и не прямо враждебную, то безусловно наносящую ущерб интересам страны.

На рисунке 12 видно, что две трети россиян безоговорочно убеждены в том, что российская бюрократия думает только о собственном благополучии и влиянии, ее совершенно не интересует население страны, интересы которого она призвана защищать. Такая же точка зрения доминирует и среди представителей силовых структур (армия, МВД и т. п.), попавших в выборку опроса – ее разделяют почти 60% россиян, и лишь треть – допускает «гармонию» интересов бюрократии и населения. Хотя выборка опроса не позволяет говорить о репрезентативности полученных данных применительно к работникам силовых структур (масштаб и характер выборки госчиновников позволяют говорить лишь об общих тенденциях, но не более), но вектор общего отношения силовых ведомств к бюрократии прослеживается вполне отчетливо.

 

Рисунок 12

Восприятие населением и государственными служащими базовых интересов российской бюрократии (в %)

 

Комментируя данные рисунка 12, необходимо отметить, что 16,6% россиян допустили возможность того, что бюрократия «себя не забывает», но при этом и о простых россиянах думает, и лишь 2,1% опрошенных связали интересы российской бюрократии в первую очередь с подъемом России и ростом ее могущества. Причем половина тех, кто допускал столь благородные устремления у российской бюрократии, были пенсионерами, а остальные – руководителями госсектора. Среди сторонников этой точки зрения не оказалось вообще ни одного (!) специалиста. По всему блоку вопросов об отношении к бюрократии наиболее скептически настроены по отношению к ней из массовых социально-профессиональных групп именно специалисты с высшим образованием, а из представителей различных возрастов – те, кому от 31 до 50 лет, т. е. наиболее экономически активная группа. В целом же данная тенденции остается единой для всех социально-профессиональных и возрастных групп.

Как оценивает свои первоочередные интересы сама «бюрократия»? Как показало исследование, среди опрошенных чиновников всего 16,3% считают, что российскую бюрократию интересует в первую очередь могущество России, причем эта группа состоит, прежде всего, из руководителей первого и второго уровня. Несмотря на такой оптимизм, наиболее массовая (32%) группа опрошенных руководителей из системы государственного управления убеждена, что российская бюрократия заинтересована в

первую очередь в сохранении и постоянном увеличении своего богатства и влияния, невзирая на низкий уровень жизни населения. Также весьма симптоматично, что свыше 20% опрошенных госчиновников не смогли ответить на вопрос, в чем же заинтересована российская бюрократия в первую очередь. Учитывая, что это образованные люди, которые по всем остальным вопросам достаточно четко сформулировали свою позицию, такой процент затруднившихся с ответом можно интерпретировать, на наш взгляд, как нежелание отвечать правду, врать в ответ на прямо поставленный вопрос.

Наиболее драматичным обстоятельством, зафиксированным в ходе исследования, выступает то, что во всех группах опрошенных госчиновников точка зрения о сохранении и постоянном увеличении богатства и влияния российской бюрократии являлась доминирующей, хотя и с разным перевесом по отношению к остальным альтернативам, предложенным в вопросе. Причем среди данных респондентов, которые считают, что бюрократия – особое сословие со своими интересами, доля тех, кто определяет эти интересы, как связанные с расширением своего влияния, достигает практически половины, а с учетом еще 20% госчиновников, которые не смогли дать на этот вопрос никакого определенного ответа, превышает две трети группы.

Все это означает, что, хорошо понимая специфику интересов российской бюрократии как особой социальной группы, сами государственные чиновники видят ее прежде всего в сохранении и постоянном увеличении своего влияния и власти, защите собственных классовых интересов.

Из данного анализа следует вывод: россияне убеждены в том, что сегодняшние чиновники не столько работают во благо страны, сколько мешают ее развитию.

Рисунок 13

Оценка населением и государственными чиновниками деятельности российской бюрократии (в %)

 

 

Как видно из рисунке 13, по оценке деятельности бюрократии позиции россиян и госчиновников оказались прямо противоположны – почти три четверти населения убеждены, что сегодняшние чиновники не столько способствуют решению каких-то проблем и обеспечивают эффективное развитие страны, сколько мешают этому развитию.

Удивительно, что и среди самих госслужащих каждый пятый считает, что работа чиновников сегодня мешает развитию России. Если в их среде столь велика доля тех, кто не только думает подобным образом, но и говорит об этом, проблема эффективности деятельности государственной власти и ее роли в жизни страны, либо перезрела, либо не дозрела.

Об этом говорят и ответы россиян на вопрос о том, какое влияние оказывают сегодня на политику страны государственные чиновники. Большинство населения и госслужащих (64,9% и 56,9% соответственно) считают, что чиновники оказывают реальное влияние на политику страны. При этом среди населения соотношение тех, кто считает, что это влияние отрицательное, и тех, кто оценивает его положительно, составляет 7:1, а среди чиновников результаты оказались прямо обратными, хотя и не с таким колоссальным разрывом между численностью сторонников этих позиций – 1:2.

Итак, для россиян несомненно: госчиновники оказывают реальное влияние на политику, проводимую в стране, причем влияние это идет вразрез с интересами России в целом, делают они это, руководствуясь своими собственными интересами как особой социальной группы. Если бы массированная компания СМИ по дискредитации «олигархов» не смягчала отчасти это глубокое недовольство деятельностью бюрократии, протест против госаппарата мог бы быть еще сильнее.

Интересен факт, что население и сами чиновники в большинстве рассматривают власть не как самоцель, гарантию прочного благополучия и высокого социального статуса, а как инструментальную ценность. Отвечая на вопрос, что в современном российском обществе важнее для обеспечения прочного благополучия и высокого статуса – деньги или власть, население и представители госаппарата (по 51% в обоих случаях) сказали, что деньги важнее. 40% в обеих группах выбрало власть, а остальные отметили и то, и другое (см. рис. 14).

Рисунок 14

Оценка населением и государственными чиновниками того, что в современном российском бществе важнее, чтобы обеспечить себе прочное благополучие и высокий статус – деньги или власть (в %)

 

 

 

Если деньги для обеспечения прочного положения и высокого статуса важнее власти, а главный интерес бюрократии заключается в том, чтобы сохранить и закрепить свое привилегированное положение даже вопреки интересам страны и ее народа, то стремление чиновников конвертировать власть в деньги без потери самой власти (что, собственно, и является питательной средой коррупции) совершенно естественно.

Однако проблему власти госслужащие и население видят по-разному. Если для чиновников власть – это прежде всего доступ к «дележке денег», «больших» и достаточно бесконтрольных (уровень губернаторов, министров и т. д.), то для населения власть – это право и возможность оказывать в силу своего должностного положения влияние на судьбы людей, которые являются от тебя зависимыми
(см. рис. 15).

Рисунок 15

Оценка населением и государственными чиновниками того, с какого уровня можно говорить о том, что чиновник имеет реальную власть (в %)

 

 

Является ли бюрократия особым социальным слоем, активно использующим свое положение «во власти» (по крайней мере, в ее интерпретации населением)? Данный вопрос остается открытым, поскольку нет анализа того, а есть ли у нее привилегированное положение. Проанализируем, есть ли бюрократии за что бороться и сохранять, существует ли у нее своя специфика образа и уровня жизни. Начнем с вопроса о доходах.

Для населения в целом наиболее типичным является среднедушевой ежемесячный доход в 3000 рублей (по самооценке). В данном опросе среднеарифметический доход составил 4239,5 руб. При этом ровно четверть всех опрошенных имеет доходы не более 2000 рублей – границу, которую они, судя по данным предыдущих исследований Института, считали чертой бедности.

Наиболее популярным (модальным) уровнем доходов для группы госчиновников выступают среднедушевые ежемесячные доходы (по самооценке) в 10000 рублей, т. е. в три с лишним раза выше, чем по населению в целом. При этом среднеарифметический доход по подвыборке госслужащих в настоящем исследовании составил 7940,2 рублей, т. е. почти вдвое выше, чем по населению в целом, и это без учета различного рода льгот. В целом же распределение этих двух групп респондентов по их доходам выглядит следующим образом (см. рис. 16).

 

Рисунок 16

Среднемесячный доход на одного члена семьи среди россиян в целом и опрошенных госчиновников (в %)

 

 

Как видно из рисунка 16, свыше половины госчиновников принадлежит к вполне благополучной, по стандартам России, части населения. Как обстоит дело у госслужащих с качественными параметрами их жизни – самооценкой своего статуса в обществе, качеством питания, досугом, удовлетворенностью жизнью в целом и т. д., в сравнении с остальным населением.

Таблица 18

Удовлетворенность россиян в целом и государственных чиновников различными аспектами своей жизни (в %)[1]

 

Аспекты жизни

Оценка населением

Разница

Оценка госслужащими

Разница

Хорошо

Плохо

Хорошо

Плохо

Материальная обеспеченность

7,5

33,9

-26,4

24,5

8,9

+15,6

Питание

22,6

13,9

+8,7

41,2

2,7

+38,5

Одежда

15,1

20,4

-5,3

33,5

5,1

+28,4

Состояние здоровья

18,8

20,8

-2,0

22,2

5,1

+17,1

Жилищные условия

22,2

20,5

+1,7

41,2

7,8

+33,4

Отношения в семье

52,2

5,5

+46,7

65,0

1,6

+63,4

Возможности проведения досуга

19,5

30,7

-11,2

39,7

10,1

+29,6

Ситуация на работе

20,8

12,0

+8,8

47,5

1,6

+45,9

Возможность отдыха в период отпуска

12,8

40,3

-27,5

37,4

12,8

+24,6

Возможность общения с друзьями

45,8

8,3

+37,7

61,5

2,3

+59,3

Возможность получения образования и необходимых знаний

17,1

27,0

-9,9

42,0

4,3

+37,7

Возможность реализовать себя в профессии

19,8

21,0

-1,2

44,0

3,9

+40,1

Положение, статус в обществе

16,3

16,4

-0,1

44,0

0,0

+44,0

Жизнь в целом складывается

24,1

12,2

+11,9

51,0

1,2

+49,8

Как видно из таблицы 18, по 8 позициям из 14, замерявшихся в исследовании,
у россиян в целом доминируют оценки «плохо». Фактически серьезный перевес положительных оценок присутствует только в двух случаях – «отношения в семье» и «возможности общения с друзьями». Особенно плохо обстоят дела с общей оценкой материальной обеспеченности, возможностью отдыха в период отпуска, получения необходимых знаний и образования.

Совсем иную картину можно наблюдать по государственным чиновникам. У них по всем замерявшимся показателям положительные оценки доминируют над отрицательными, что, естественно, приводит и к качественно иной картине удовлетворенности жизнью в целом. Так, например, весьма характерно, что среди них не нашлось ни одного человека, который оценил бы свой статус и положение в обществе как «плохое» у госчиновников. Качественно иные, нежели у россиян в целом, возможности реализовать себя в профессии и получить знания и образование, которые им необходимы. Прекрасно обстоит дело и с ситуацией на работе. Достаточно высок уровень их удовлетворенности своими жилищными условиями, досугом, материальным положением, что ведет и к лучшему микроклимату в семье. В этой группе мы сталкиваемся с действительно иным уровнем и образом жизни, психологическим самоощущением и самооценкой своего статуса. Госслужащие действительно являются привилегированной группой, которой есть что терять.

В этих условиях логично встают вопросы: хотят ли россияне, учитывая достаточно благополучное положение этой группы, оказаться в ее составе? Если да, то кто в первую очередь к этому стремится? Можно ли рассчитывать на то, что приток новых людей на государственную службу изменит картину работы самого госаппарата и отношение к нему общества? Есть ли шансы, учитывая нынешнее отношение россиян к чиновникам, на превращение госчиновников из особого сословия со своими, наносящими России вред интересами, в обычную профессиональную группу квалифицированных специалистов-управленцев? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в следующем разделе.



[1] Допускался также ответ «удовлетворительно», не представленный в таблице, поэтому сумма ответов "плохо" и "хорошо" менее 100%

 <<назад          

оглавление

>> дальше