Социальное неравенство в социологическом измерении

Социальное неравенство в социологическом измерении

<<назад 

оглавление

дальше>>

4. Неравенство в сфере повседневных условий жизни и экономического потенциала (продолжение)

На рисунке 18 видна специфика финансового поведения россиян из разных страт. Верхняя, 10 страта демонстрирует активное финансовое поведение и наличие крупных сбережений. 7-9 страты также достаточно активны в своем финансовом поведении, и по типу его подтягиваются к модели финансового поведения 9 страты. В 5-6 страте сбережения имеют лишь около трети их представителей, растет доля приверженцев пассивного финансового поведения и резко возрастает доля имеющих различного рода задолженности. Пика этот показатель достигает в 5 страте, где он доходит до 38% всей группы, причем основная масса этих долгов связана с потребительским кредитованием. Начиная с 4 страты, доля «должников» начинает сокращаться, достигая в бедных слоях населения показателя в 20%, что, видимо, связано с тем, что в долг им уже никто не дает, и сложностью выплаты кредитов. Одновременно растет и доля лиц с пассивным финансовым поведением.

Рисунок 18

Сбережения и другие финансовые активы представителей разных страт, в %(допускалось несколько  ответов)

При этом и обеспеченность российских домохозяйств различным движимым имуществом, ради которого россияне и «влезают» в ложащиеся тяжелым бременем на их плечи потребительские кредиты, не только заметно различается по стратам, но также очень низка и обеспечивается в значительной степени за счет морально и физически устаревшего имущества (см. табл. 4).

Таблица 4

Наличие у россиян товаров длительного пользования, в %(проранжировано по числу не имеющих соответствующего предмета )

Предметы обихода

Не более года

От 1 до 7 лет

Свыше
7 лет

Не имеют

Холодильник

4,0

38,0

55,0

2,0

Телевизор цветной

5,0

57,0

34,0

4,0

Ковер, палас

2,0

24,0

67,0

7,0

Пылесос

6,0

38,0

40,0

15,0

Мебельный гарнитур (включая кухонный, стенку, мягкую мебель, шкаф-купе и т.п.)

4,0

26,0

54,0

16,0

Стиральная машина

6,0

40,0

37,0

17,0

Мобильный телефон

14,0

43,0

43,0

Видеомагнитофон

3,0

30,0

17,0

50,0

Микроволновая печь, кухонный комбайн, гриль, тостер и т.п. бытовая техника

7,0

33,0

9,0

52,0

Электродрель, электро- или бензопила, др. инструмент

3,0

19,0

23,0

54,0

Музыкальный центр

3,0

25,0

7,0

65,0

Компьютер

6,0

21,0

3,0

71,0

Отечественный автомобиль

1,0

11,0

15,0

73,0

Телевизор черно-белый

1,0

3,0

16,0

80,0

Видеокамера, цифровой фотоаппарат

3,0

8,0

1,0

87,0

Мотоцикл, мотороллер

1,0

3,0

7,0

89,0

Морозильная камера

1,0

5,0

4,0

90,0

Автомобиль-иномарка

1,0

4,0

2,0

93,0

Домашний кинотеатр

3,0

2,0

0,0

95,0

Антенна спутникового телевидения

1,0

2,0

0,0

97,0

Кондиционер

0,0

1,0

0,0

98,0

Посудомоечная машина

0,0

1,0

0,0

99,0

Импортные тренажеры

0,0

1,0

0,0

99,0

 

Как видно из таблицы 4, все предметы длительного пользования можно разделить на несколько групп по их распространенности  среди российских семей.

Предметы первой группы есть практически в каждом домохозяйстве. В этот обязательный набор входит холодильник (им обладают 98% семей), цветной телевизор (96%), ковер, палас (93%), пылесос (85%), мебельный гарнитур (84%) и стиральная машина (83%). Однако целиком этот набор присутствует лишь у 65% россиян.

Вторую группу составляют средние по распространенности предметы: мобильный телефон (57%), видеомагнитофон (50%), микроволновая печь, кухонный комбайн, гриль, тостер и т. п. бытовая техника (48%), электродрель, электро- или бензопила и т. п. инструмент (46%). Хотя бы один предмет из этой группы присутствует в имуществе 80% россиян, а 20% при этом не имеют ни одного даже старого предмета из этой группы, позволяющей говорить не только об уровне, но и стиле жизни.

Следующей группой предметов обладают от 10% до 35% населения: музыкальный центр (35%), компьютер (29%), отечественный автомобиль (27%), черно-белый телевизор (20%), видеокамера, цифровой фотоаппарат (13%), мотоцикл, мотороллер (11%) и морозильная камера (10%). При этом наличием только черно-белого телевизора довольствуется лишь 2% домохозяйств, в основном к нему в дополнение приобретается еще и цветной (оба телевизора имеются у 17% россиян).

Предметы из последней группы довольно редки, они встречаются в имуществе менее 10% россиян. Это автомобиль-иномарка (7%), домашний кинотеатр (5%), антенна спутникового телевидения (3%), кондиционер (2%), посудомоечная машина (1%) и импортные тренажеры (1%). Ни одного предмета из этого набора не имеют 87% россиян.

Наиболее часто в течение последнего года покупались мобильный телефон (14%), микроволновая печь, кухонный комбайн, гриль, тостер и т. п. бытовая техника (7%), пылесос (6%), компьютер (6%), стиральная машина (6%) и цветной телевизор (5%). Однако при этом примерно в тех же пропорциях  выросла обеспеченность населения только компьютерами, мобильными телефонами и мелкой бытовой кухонной техникой, т. е. остальное шло в основном «на замену» старого имущества.

Особый интерес представляет динамика распространенности двух инновационных товаров из имущественного потенциала россиян – мобильного телефона и компьютера. Мобильный телефон присутствует уже во всех стратах вплоть до самой низшей, и во всех типах поселений. Однако, лишь начиная с 4 страты, его имеет большинство представителей данной страты (см. табл. 5). Учитывая то, что говорилось выше об уровне жизни этой «серединной» страты как социальном стандарте, это значит, что мобильный телефон уже вошел в обязательный стандарт жизни россиян.

Совсем другая ситуация с компьютером. Хотя он присутствует у большинства представителей лишь 6 и более высоких страт, но его наличие при этом сильно зависит не от уровня благосостояния, а от других факторов. Так, в мегаполисах и областных центрах он присутствует у половины представителей 4 и 5 страт, что отражает формирование новых локальных стандартов потребления. Очень важно при этом, что владельцы компьютеров из этих страт - в основном люди со средним специальным или высшим образованием. Кстати, если представитель 2 или 3 страты имеет компьютер, то это домохозяйство, где есть или студент, или человек с высшим образованием. Однако по мере увеличения номера страты компьютеры появляются и у людей с меньшим уровнем образования.

Часто компьютер приобретается для детей – он имеется у 39% семей с одним несовершеннолетним ребенком и 33% семей с 2 детьми, в то время как в семьях без несовершеннолетних детей встречается только в 24% случаев. Настораживает факт, что компьютер остается практически недоступным для детей из многодетных семей, что значительно осложняет для них процесс получения образования, да и более 70% семей с детьми, но без компьютера – также тревожный показатель. Таким образом, наличие или отсутствие компьютера становится не только проявлением и следствием социального неравенства, но и в определенной степени его причиной в межрегиональном аспекте.

Таблица 5

Наличие товаров длительного пользования у представителей разных страт(+ отмечены товары, имеющиеся более чем у половины представителей страты)

Предметы обихода

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Телевизор цветной

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Холодильник

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ковер, палас

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Пылесос

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Мебельный гарнитур (включая кухонный, стенку, мягкую мебель и т.п.)

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Стиральная машина

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Мобильный телефон

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

Микроволновая печь, кухонный комбайн, гриль, тостер и т.п. бытовая техника

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

Электродрель, электро- или бензопила,инструмент

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

Видеомагнитофон

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

Музыкальный центр

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

Компьютер

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

Отечественный автомобиль

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

Видеокамера, цифровой фотоаппарат

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

Автомобиль-иномарка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

Посудомоечная машина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

Домашний кинотеатр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

Кондиционер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Из таблицы 5 можно сделать вывод о приоритетах и очередности покупки товаров длительного пользования нашими согражданами и наглядных, повседневных неравенствах как в условиях жизни, так и в предпосылках развития своего человеческого капитала россиян из разных социальных слоев. Более половины домохозяйств из нижней страты вынуждены ограничиваться только старым цветным телевизором, холодильником и ковром. К этой страте относятся в основном пенсионеры и рабочие, как квалифицированные, так и подсобные, проживающие в селах и районных центрах.

Большинство представителей 2 и 3 страт уже имеют в наличии набор из
6 предметов целиком, однако в большинстве своем не имеют ничего свыше этого, а сам этот набор состоит, как правило, из физически и морально устаревшего имущества, зачастую сохранившегося еще с советских времен.  Возможность расширить состав своего имущества за пределы обязательного набора появляется лишь у людей, относящихся к 4 страте, которые, как правило, в дополнение к стандартным предметам приобретают товар-маркер – мобильный телефон. Однако отсутствие остальных «стилевых» предметов позволяет охарактеризовать уровень жизни этой страты как малообеспеченность.

Состав имущества семей из 5 страты значительно более разнообразен – у них появляется электроинструмент, кухонная бытовая техника и видеомагнитофон.

Страты с 6 по 9 не сильно дифференцированы между собой по наличию предметов длительного пользования, а вот 10 страта, большинство в которой владеет такими предметами как автомобиль – иномарка, посудомоечная машина, домашний кинотеатр и кондиционер, резко противостоит не только российскому населению в целом, но и средним слоям.

Показатель наполненности домохозяйства домашним имуществом удобен для оценки социального неравенства еще и тем, что в отличие от многих других показателей (например, уровня текущего дохода) отражает не только сегодняшний уровень благосостояния, но и благосостояние предыдущих периодов в виде накопленного имущества. Насыщение домашних хозяйств различными предметами в разных слоях идет разными темпами. Наиболее активно обновляют свое имущество представители 4 и 5 страт, причем это касается как традиционных, так и инновационных предметов. Представители же верхних страт за последний год предъявляют спрос в основном на высокотехнологичные товары, такие как видеокамеры, цифровые фотоаппараты и домашние кинотеатры, так как процесс обновления имущества у них уже завершен и началось его расширение.

В то же время больше всего в замене и приобретении нового имущества нуждаются представители нижних страт. Во-первых, из-за их меньшей обеспеченности предметами длительного пользования, и, во-вторых, потому что большая часть их имущества была приобретена более 7 лет назад – рекомендуемого для большинства видов предметов длительного пользования периода обновления. Однако именно эти страты за последний год меньше всего участвовали в приобретении новых предметов длительного пользования. Такая ситуация, когда верхние страты активно приобретают новое имущество, а низшие 3 страты не в состоянии даже заменить выходящие из строя старые, ранее имевшиеся у них предметы, ведет к дальнейшему усилению неравенства.

Особенно наглядно противостояние нижних страт, средних слоев и верхних страт наблюдается в отношении обладания автомобилями. Причем если наличие отечественных автомобилей позволяет четко обозначить водораздел между сравнительно малообеспеченным населением и относительно благополучными средними слоями, то обладание автомобилями-иномарками служит ярким индикатором грани между средними и высшими слоями населения. Добавим, что в имуществе представителей 6-8 страт практически нельзя обнаружить одновременно и отечественный автомобиль, и иномарку, что встречается примерно у 30% автовладельцев из двух высших страт. При этом надо отметить, что в целом какой-либо автомобиль имеется у 32% россиян.

Таблица 6

Наличие автомобилей и мест для их хранения среди автовладельцев из различных страт, в % от численности страт 

Наличие соответствующей собственности

Номера страт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Отечественный автомобиль

1,0

4,0

9,0

20,0

38,0

55,0

63,0

59,0

58,0

50,0

Автомобиль-иномарка

1,0

1,0

2,0

2,0

4,0

7,0

17,0

19,0

46,0

 70,0

Гараж

0,0

3,0

8,0

17,0

32,0

51,0

52,0

59,0

65,0

40,0

Место на коллективной автостоянке

0,0

0,0

0,0

0,0

1,0

4,0

6,0

6,0

8,0

20,0

 

Как видно из таблицы 6, во всех стратах количество автомобилей превышает количество мест для их хранения, то есть значительная часть автомобилей хранится в непредназначенных для этого местах. В то же время почти у трети людей, не имеющих автомобиля,  есть гараж и только 2% из них сдают его в аренду. Люди, имеющие гараж и не сдающие его в аренду, не воспринимают его как инвестиции в недвижимость и используют его для своих целей, например, для хранения овощей (садово-огородный участок с домом или без дома имеется у 57% из них).

Подводя итоги рассмотрения проблемы социальных неравенств в уровне жизни и экономическом ресурсе россиян, то можно сказать, что уровень жизни населения России в целом очень низок. Каждый пятый россиянин находится в состоянии глубокой бедности, еще почти 20% находятся «на черте» бедности, и применительно еще примерно к 20% населения можно говорить об уровне жизни, который в лучшем случае обеспечивает простое воспроизводство ранее созданного ими имущественного стандарта. Экономические ресурсы присутствуют лишь у четверти россиян, и только у 3%-5% тех, кто попадает в массовые опросы, достигают размеров, когда могут рассматриваться, как способные стать самостоятельным источником дохода, пусть даже очень скромного.

 
<<назад 

оглавление

дальше>>