ИНАБ Выпуск №1 / 2008

ИНАБ Выпуск №1 / 2008

                

оглавление

>> дальше

1. Теоретико-методологические подходы к прогнозу

Цель проекта – разработка сценариев социальной и социокультурной трансформации российского общества в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе оценки сегодняшней ситуации и экспертизы базовых тенденций, позволяющих учитывать многообразие региональных изменений.

Реализация поставленной цели позволяет не просто утверждать, что Россию ожидают те или иные изменения в массовом сознании или в базовых институтах российского общества, но и экспертно оценить потенциал преимуществ и недостатков реализации тех или иных сценариев, опираясь на оценки региональных экспертов, позволяющие наряду с другой информацией, реконструировать факторы, обусловливающие реализацию сценариев будущего России, представляющих собой варианты наиболее вероятного хода событий.

Методология прогнозного анализа. Существует три основных подхода к прогнозированию – исследовательское прогнозирование, программное и нормативное. Возможности корпуса участников проекта и их исследовательской базы определяли перспективу использовать первый и частично второй подход.

Методологически исследовательский (1-й) подход опирается на знание современного состояния общества, он ставит целью определить будущее его развития и влияние на другие сферы жизни (экономику, безопасность, положение страны в мировом сообществе). Программный прогноз включает определение альтернативных целей и путей их достижения, необходимых для этого ресурсов и времени. Он рассчитан на три временные перспективы: краткосрочный прогноз (до 2008 г.), среднесрочный (2010—2015 гг.) и долгосрочный (2015—2020 гг.)

Проблемное поле. Социальное направление исследования и прогнозирования будущего России на сегодняшний день в работах социологов и смежных профессионалов практически не представлено. Характерной для современных социологических работ является ориентация на анализ сегодняшней ситуации или в крайнем случае на краткосрочный прогноз. Это приводит к тому, что многие социальные и политические решения в России принимаются исходя из «коротких» ориентиров.

Не менее проблемной зоной является уровень прогнозирования процессов, происходящих на региональном уровне. Традиционно каждый из регионов делает свои собственные социальные прогнозы, исходя из своих целей и интересов. Однако интеграция прогнозных вариантов в единый пул и их дальнейшая синхронизация с целью построения возможных вариантов будущего России с подробным кейсом каждого из исследованных регионов ранее не проводилась.

Но попытки представить будущее России без учета региональных трендов представляются нам не оправданными, учитывая тот уровень социально-экономической дифференциации, который сложился сегодня и который в перспективе, если и будет сглаживаться, то весьма медленно, при сохранении существующей социально-экономической политики российского государства. Возникал вопрос: какие прогнозные параметры следует выделить в качестве базовых при построении такого многомерного прогноза?

В данном проекте мы выделили экспертным путем ряд структурных компонентов, которые прослежены в динамике, и на основе их конструировался социальный прогноз будущего России.

Полученные экспертные оценки позволяют выделить следующие прогнозные направления, которые лежали в основе итоговых сценарных вариантов:

  • Социальная стратификация и ее возможные изменения.
  • Рынок труда: динамика и факторы, предопределяющие изменения.
  • Демографические тенденции.
  • Состояние образовательной сферы: факторы возможной трансформации.
  • Состояние системы здравоохранения: базовые тренды будущих изменений.
  • Модели социальной политики, реализуемые в России и эффективность социального реформирования.
  • Бизнес как субъект социальной политики: возможные сценарии социального поведения.
  • Общие и региональные идентификационные процессы, изменение их механизмов в динамике.
  • Динамика ценностей массового сознания.
  • Гражданское общество и общественные инициативы.

Задачи и основная гипотеза исследования:

Исходя из вышеизложенного, задачами проекта являлись:

1. Изучение базовых социальных институтов:

1.1. Выявление основных тенденций развития регионального рынка труда в соотнесении с экономическими и человеческими ресурсами региона, включая определение структурных характеристик рынка, уровня напряженности в разных его сегментах, уровня безработицы и способов борьбы с ней.

1.2. Изучение текущих изменений в системе образования и её перспектив, а также возможных последствий этих изменений для общества в целом, для молодёжи и производственного сектора. В основу изучения положены три показателя: доступность образования для разных социальных групп, качество доступного образования, соотношение платных и бесплатных образовательных услуг.

1.3. Изучение состояния сферы медицинских услуг в регионе: состояние инфраструктуры медицинских услуг, качество предоставляемых услуг и их доступность, масштабы развития платной медицины, смертность и заболеваемость, в том числе детские.

2. Прогнозный анализ состояния социальной структуры региона в среднесрочной перспективе, включая:

2.1. Прогноз демографической ситуации в регионе с учетом изученных тенденций.

2.2. Изучение условий и возможностей формирования среднего класса и верхнего среднего класса.

2.3. Анализ перспектив преодоления бедности в регионе и оценку развития социальной инфраструктуры, ориентированной на помощь депривированным слоям населения.

2.4. Изучение динамики социопрофессиональной структуры региона. В центре внимания находится отраслевая и квалификационные структуры занятости.

3. Изучение роли общероссийских и региональных бизнес-структур в осуществлении модернизационных процессов в регионе с акцентом на:

3.1. Анализ изменений структуры и ценностных ориентаций регионального бизнес-класса.

3.2. Реализацию значимых социальных проектов при участии бизнеса,

3.3. Характер и направленность социальной активности бизнеса (например, поддержка образовательных структур бизнес-корпорациями).

4. Анализ основных направлений и приоритетов социальной политики на уровне региона, в том числе:

4.1. Оценка последствий и перспектив социального реформирования различными группами населения;

4.2. Выявление факторов, повлиявших на корректировку реформ в процессе их осуществления в регионе (общественное мнение, влияние лоббистских групп, уроки, извлечённые местными элитами);

4.3. Анализ возможных сценариев реализации социальных реформ (реформа образования, реформа ЖКХ, реформа здравоохранения) в регионе с учётом экономических и социальных переменных.

5. Изучение перспектив интеграционных процессов в обществе с учётом:

5.1. Ценностей различных групп населения и их интегрирующего либо дезинтегрирующего потенциала.

5.2. Вариантов социальной, этнической, территориальной интеграции в связи с меняющейся экономической, социальной, этнодемографической ситуацией.

5.3. Анализа деятельности гражданских организаций неправительственного сектора: определение их численности, структуры по направлениям деятельности, эффективности по достигнутым результатам. Особое внимание уделяется готовности идентифицировать себя со структурами гражданского общества, стремлению проявить гражданскую солидарность в защите прав и свобод граждан, роли средств массовой информации в этих процессах.

6. Изучение типов идентичности и ее эволюционных изменений в соответствии со следующими направлениями:

6.1. Распространенность разных форм гражданской идентичности — идентификации субъекта со структурами гражданского общества (в том числе этнокультурными, религиозными, профессиональными ассоциациями).

6.2. Процессы и будущие сценарии формирования гражданских и государственных идентичностей. Соотношение гражданского, либерального и имперско-этатического компонентов в общественном сознании в современных условиях и в перспективе. Характер взаимодействия между гражданско-общественной и гражданско-государственной идентичностями и сценарии изменения этого взаимодействия в будущем.

6.3. Иерархия гражданских и государственных идентичностей в сознании массовых и элитных групп, в содержании массовых коммуникаций и массовой культуры. Влияние средовых факторов на формирование идентичности. Зависимость разных видов идентичности от исторических, социальных, политических ситуаций.

6.4. Процесс солидаризации российского общества на основе ценностей и символов гражданской и государственной идентичности. Соотношение глобального и локального в различных видах гражданских и государственных идентичностей в различные прогнозные периоды. Определение зон пересечения рассматриваемых видов идентичности.

6.5. Уровень социальной конфликтности и роль идентичностей в возникновении конфликтов. Образы "Другого" в различных видах гражданской и государственной идентичностей. Степень конфликтогенности различных видов идентичностей. Потенциал различных видов идентичности как факторов согласия, толерантности и сотрудничества.

6.6. (Только для Калининградского проекта). На примере Калининградской области описать особенности европейской идентичности в российском самосознании, выработать систему признаков идентичности российского европейца применительно к пограничному региону.

Драйверами, влияющими на социальные и социально-культурные изменения, являются тренды в экономике и политическом управлении, которые были отнесены к неопределенностям.

На предварительном этапе анализа было выделено четыре сценария развития. В ходе работы с результатами экспертных оценок и пилотных опросов было оставлено три сценария: «сценарий инерционного развития», «сценарий редукция социальных ресурсов» и «сценарий поступательного развития».

Основная гипотеза исследования. Базовые тенденции трансформации российского общества будут определяться в первую очередь, многообразием региональных ситуаций, которые с большой долей вероятности будут носить поливалентный характер. Это предопределит необходимость при разработке будущих сценариев развития России учитывать фактор региональных различий, не в меньшей степени, чем какие-либо другие факторы. В этом случае сценарии развития будут в сильной степени зависеть от типов регионов, которые должны быть включены как значимый фактор в их разработку.

Типология исследуемых регионов. В силу того что участники исследования входят в Межрегиональные институты общественных наук (МИОНы), именно они составляли основу регионального исследовательского пула. В него входили следующие регионы: Воронежская, Иркутская, Калининградская, Саратовская, Свердловская, Новгородская, Томская области, Республика Бурятия.

К какому типу относятся данные регионы? По каким критериям следует типологизировать данные регионы и почему это необходимо сделать? Понимание того, какие именно регионы вошли в исследовательский пул, дало нам возможность оценить, насколько региональные прогнозы, выполненные точечным образом, могут быть распространены на неисследованное региональное пространство.

Основная трудность типологизации регионов в интересующем нас социальном направлении состоит в том, что в настоящее время в России проблема социокультурной типологизации регионов только ставится (Лапин Н.И. и др.), а результаты эмпирической апробации теоретических подходов к подобной типологизации будут получены при благоприятном стечении обстоятельств только через 2—5 лет. Российские экономисты несколько дальше продвинулись в этом направлении. Поэтому в данном проекте мы вынуждены использовать экономические критерии типологизации как базовые, предполагая, что существует определенная зависимость между экономическим статусом региона и характером протекающих там социальных процессов. В данном проекте для решения поставленной задачи нами используется подход, предложенный Н. Зубаревич (НИСП), как наиболее адекватный для целей данного исследования. В основе предложенной типологизации — попытка ответить на вопросы: что принимается во внимание и что важнее всего при конструировании типологии? В предлагаемом случае типология строится иерархически, с выделением базовых дифференцирующих признаков, которые, в свою очередь, определяются на основе экспертного и аналитического опыта. При этом выделяются два основных критерия при построении типологии: уровень экономического развития региона и экономическое положение домохозяйств, с одной стороны, — освоенность территории с другой.

Это позволило выделить четыре крайние точки в выделенной системе координат:

  • «Богатые» и освоенные;
  • «Богатые» и слабоосвоенные;
  • «Бедные» и освоенные;
  •  «Бедные» и слабоосвоенные.

Наряду с крайними точками выделяются также промежуточные типы, которые обозначаются как срединные.

В предложенной типологии регионы, вошедшие в исследовательский пул, являются:

Свердловская область: богатая и освоенная;

Томская область: экспортно-ресурсная область с более высокими доходами, но слабоосвоенная;

Воронежская, Саратовская, Калининградская, Новгородская области: срединные в экономическом отношении и освоенные регионы;

Иркутская область, Приморский край, Республика Бурятия: срединные в экономическом отношении и слабоосвоенные области.

В данном случае мы видим, что в региональный пул не вошли только бедные, как освоенные, так и слабоосвоенные регионы, которые составляют около 25% регионального пространства России (20 регионов). В отношении данных регионов нами в каких-то случаях даны проективные оценки, однако степень достоверности такого прогноза ниже, чем всех остальных.

Методический инструментарий. В ходе реализации данного проекта использован разнообразный социологический инструментарий, который создан по единой схеме на основе разработок, предложенных региональными участниками, но дополненный с учетом регионального разнообразия и особенностей научных интересов региональных участников проекта. Разработка сценариев велась с опорой на данные следующих исследований, проведенных в регионах:

1) массового опроса (600 единиц наблюдения) в каждом регионе;

2) экспертных интервью;

3) анализа данных статистики, программных и других официальных документов.

Инструментарий для проведения массовых опросов был в максимальной степени синхронизирован, хотя с некоторыми региональными отличиями в предлагаемых анкетах для массового опроса.

Схема интервью для экспертного опроса также была по возможности единообразной, однако, учитывая высокие индивидуальные особенности экспертов, она не была исключительно «жесткой».

Пул экспертов сформирован с учетом тематики проводимого исследования. Например, для той его части, которая характеризует состояние системы образования, привлекались ведущие специалисты в данной области – чиновники, курирующие систему образования в регионе, директора школ, руководители крупнейших учебных заведений. Для анализа состояния дел на рынке труда привлекались руководители службы занятости, а также ведущие экономисты региона, занимающиеся данной темой. Гражданское общество характеризовали руководители общественных организаций, представители власти, курирующие их работу.

Основные направления анализа

1.      Стратификационные характеристики региона. В этом разделе население региона раскладывается на отдельные страты, показаны доли бедных, околобедных слоев, средней страты и состоятельной прослойки. Показаны основные тенденции, изменяющие контуры стратификации, на основе этого дан прогноз ее состояния через пять и десять лет.

2.      Рынок труда. Показывается, что представляет собой рынок труда в регионе, какие факторы влияют на него в настоящее время, каким он может стать через пять и десять лет. Дана информация о соотношении работающего населения, безработных и пожилых людей на пенсии, о сложившейся гендерной асимметрии рынка труда. Охарактеризованы изменения рынка труда в категориях напряженности (соотношение спроса и предложения рабочей силы) и неравномерности (соотношение спроса и соотношения по отдельным категориям работающих, выделяемых по уровню квалификации).

3.      В образовательной сфере отражено состояние системы образования в регионах, а именно: состояние средней школы, системы профессионального обучения и вузов (структура вузовского образования, доступность его для разных социальных слоев населения), возможность получения в регионе массового и элитного образования. Охарактеризовано развитие в перспективе платного образования, развитость системы кредитов и грантов на получение высшего образования.

4.      Системы здравоохранения. В этом разделе показано состояние сферы медицинских услуг в регионе, а именно: состояние учреждений сферы медицинских услуг (развитость инфраструктуры медицинских услуг, состояние коечного фонда, и др.), качество предоставляемых медицинских услуг, динамика заболеваний, состояние медицинских кадров, развитие системы медицинского страхования, доступность качественных медицинских услуг для разных социальных слоев населения и др., масштаб развития платной медицины и ее эффективность. На основе этой информации дан прогноз эволюции системы медицинских услуг в регионе на два, пять и десять лет.

5.      Специальный раздел в оценке современной ситуации и сценарных прогнозах был посвящен модели социальной политики, реализуемой в регионе, и эффективности политики социального реформирования. Анализировалась социальная политика в регионе сегодня, носит ли она патерналистский, рыночно-ориентированный или смешанный характер. Как эта политика будет изменяться через пять, десять лет. Какие субъекты социальной политики (СП) в регионе сложились (власть, бизнес, общественные организации, партии, профсоюзы и др.). Как население воспринимает проводимую социальную политику, каких изменений ожидает в перспективе. Как проводилась в регионе социальная реформа, как была встречена населением, какие уроки извлекли субъекты из опыта реализации социальной реформы, какие изменения в этой связи можно ожидать в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

6.      Особый раздел посвящен бизнесу как субъекту социальной политики в регионе. Здесь дана оценка масштаба реализации значимых социальных проектов в регионе при участии бизнеса, что представляет собой социальная политика крупных и средних компаний, а также малого бизнеса в регионе. Как эта политика будет изменяться через два, пять, десять лет. Охарактеризована степень участия бизнеса во внутренней корпоративной социальной политике, социальной политике, проводимой на территории своей деятельности. Оценивается, как население воспринимает проводимую СП. Как будет меняться в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе роль бизнеса в СП региона.

7.      Гражданское общество, общественные инициативы рассматриваются через состояние гражданского обществе сегодня (количество НКО, основные направления их деятельности), определение факторов, влияющих на состояние гражданского общества сегодня и его перспективы (состояние через два, пять и десять лет).

8.      Интеграционные процессы в обществе проанализированы через формирующиеся типы идентичностей, прежде всего, гражданской, государственной, региональной (образ региона, образ государства и власти, представления о территории, об историческом прошлом, о типе цивилизационного развития, о месте в мировом сообществе), этнической. Показано, на основе чего происходит солидаризация – позитивная или негативная (страхи, поиск врага, негативное отношение к другим национальностям, мигрантам, богатым, Западу и т.д.). Анализируется соотношение между гражданско-общественной и гражданско-государственной идентичностью, гражданско-либеральным и имперски-этатистским компонентами в общественном сознании. Сделана попытка оценить способы конструирования государственной, гражданской и региональной идентичностей, выделить направления взаимного влияния различных форм и видов идентичностей, оценить предполагаемые контуры вызревания конфликтов в будущем и вероятные пути движения к социальному согласию в 2008 г. и в 2015—2020 гг.

Анализируется динамика ценностных ориентаций в массовом сознании, интегрирующие, дезинтегрирующие ориентации, их перспективы в ближайшем будущем, а также через пять и десять лет. Дается оценка возможных альтернатив развития страны и региона в глобализирующейся перспективе; сделана попытка оценить роль этничности в процессах построения гражданско-общественной и гражданско-государственной идентичности сегодня, в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Интегрировав полученные результаты по всем направлениям тематики проекта, предложены возможные сценарии развития ситуации в Центре и в регионах, исходя из анализа полученных данных.

В ходе обсуждений было согласовано, что исследователи выделяют три сценария будущего России: сценарий «поступательное развитие», «инерционный сценарий» и сценарий «редукция социальных ресурсов» на каждом этапе прогноза.

Показатели каждого из сценариев и базовый источник были определены ресурсным центром по согласованию с участниками из регионов.

                

оглавление

>> дальше