ИНАБ Выпуск №2 / 2008

ИНАБ Выпуск №2 / 2008

 

 <<назад          

оглавление

                   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты мониторинга демонстрируют развернутую картину глубоких изменений социально-экономического положения и условий жизни населения России, охватывающих 15-летний период. Рассматривая представленные материалы, можно убедится, что на первых этапах радикальных реформ отмечалось заметное ухудшение практически всех показателей материального благосостояния российских граждан. Население огромнейшей страны было повергнуто в шок и поставлено на грань выживания. Пик спада пришелся на конец 1998 г., обозначенный глубочайшим финансово-экономическим кризисом. В процессе адаптации к рыночным реформам население столкнулось с нарастающими трудностями, в том числе с безработицей, совершенно новыми проявлениями профессиональной невостребованности, дороговизной жизни, безудержным ростом цен, многомесячными задержками выплат заработной платы, пенсий, социальных пособий и т.д. В процессе реформ произошло беспрецедентное расслоение общества по доходам и собственности, многократно увеличился разрыв в уровне материального благосостояния беднейших и самых богатых слоев, демонстрирующий огромные различия в стартовых условиях и адаптационных возможностях различных групп населения. Новые черты приобрело гендерное неравенство.

Конец 2000 г. обозначил начало нового этапа, характеризующегося постепенным выходом из кризиса, экономическим ростом и более энергичными попытками проведения рыночных реформ. Оживление в экономической сфере и решительный пересмотр социальной политики привели к росту реальных доходов и расходов населения, сокращению масштабов невыплат заработной платы, изменению трансфертной политики, росту и своевременности выплат пенсий и социальных пособий. К наиболее существенным переменам следует отнести постепенную гуманизацию экономики. С каждым годом реализуется все больше национальных и региональных социальных проектов и программ, направленных на улучшение жизни людей. Эти процессы существенно укрепили адаптационные возможности населения и стабилизационный потенциал общества. Происходит постепенное выравнивание демографических процессов.

Улучшение экономической ситуации в стране, повышение уровня жизни больших групп населения становятся основой укрепления стабилизационных и интеграционных процессов в российском обществе, роста удовлетворенности граждан своей жизнью в целом и отдельными ее сторонами, усиления ощущения внутреннего спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Позитивные перемены расширяют возможности людей, вносят в массовое сознание новые элементы, меняющие их представления как об обновляющемся обществе, так и о своем настоящем и будущем, способствуют повышению уверенности в своих силах. Некоторое снижение остроты материальных проблем стимулировало расширение сферы интересов и потребностей, преодоление зацикленности граждан на проблемах поиска материальных средств. Наблюдается усиление восходящей субъективной мобильности в различных социально-демографических группах. Даже при наличии огромного количества негатива в жизни людей большинство россиян гораздо чаще признают положительную динамику происходящих перемен, нежели отрицательную.

Вместе с тем представленные материалы убедительно доказывают необходимость осуществления настойчивых и твердых шагов, направленных на решение наиболее острых социальных проблем, от которых зависят улучшение социально-экономического положения отдельных граждан и семей, благополучие всего общества.

Так, проведенный анализ убеждает, что самого пристального внимания заслуживает проблема ослабления остроты социально-экономического неравенства и связанная с ней проблема снижения уровня бедности и нищеты. Благоприятные условия для сокращения масштабов и глубины неравенства создают устойчивые темпы развития экономики, реальное повышение доходов населения, рост слоя собственников. Все яснее становится необходимость более настойчивого осуществления современной стратегии социально-экономического развития страны, в том числе регулирования социально-экономических процессов. Очевидно, что Россия нуждается в реализации национальной модели опере-жающего развития, не исключающей, однако, использование позитивного опыта эконо-мически развитых государств. Важнейшим звеном современной социально-экономической политики выступает совершенствование распределительных отношений, без чего эконо-мический рост очень часто не отражается на улучшении условий жизни многих больших и малых групп населения.

Дальнейшее развитие позитивных тенденций в социально-экономическом положении населения может быть достигнуто путем реформирования системы оплаты труда, направленного на повышение уровня заработной платы и приведение ее в соответствие с реальным прожиточным минимумом, сокращение огромных разрывов в заработной плате и доходах различных групп и слоев. Необходимо также обеспечить полную своевременность выплат заработной платы и трансфертных платежей.

Еще одной важнейшей задачей является создание широких возможностей для продуктивной занятости и обеспечения устойчивых источников средств к существованию, не выборочных, а всех групп населения. Особую значимость в этой связи приобретает повышение внимания к совершенствованию системы профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров, обеспечению возможности трудоустройства в соответствии с приобретенной квалификацией, формированию благоприятной среды, включая эффективную, стабильную и справедливую экономическую политику, достаточно развитую инфраструктуру и адекватную систему социальных гарантий. Речь идет о необходимости создания комплекса условий, позволяющих людям независимо от их происхождения, социального статуса родителей продвигаться вверх по социальной лестнице и занимать достойное место в обществе.

На повестке дня также выработка  дифференцированных стратегий социальной политики, учитывающих разносторонние интересы различных групп общества, а также поиск эффективных механизмов их реализации. Необходимо, чтобы осуществление экономических реформ способствовало большей индивидуализации благосостояния, созданию возможностей различным семьям выбирать свои варианты формирования материального благополучия с учетом индивидуальных жизненных ситуаций. Главным вопросом оказывается формирование приоритетов с учетом того, чтобы результаты экономического роста служили интересам не только богатых, но и наименее привилегированных категорий граждан. Важными моментами в улучшении социально-экономического положения населения выступают повышение пенсионного обеспечения населения, соответствующего реальному прожиточному минимуму, реализация программ социальной поддержки социально-уязвимых групп. Речь идет также об обеспечении широкой доступности основных социальных услуг для различных групп населения во всех регионах страны.

К числу приоритетных задач относится снижение уровня инфляции, крайне негативно отражающегося нА социально-экономическом положении российских граждан. Достижение этой цели требует усиления контроля за товарами повышенного инфля-ционного риска, а также тарифами естественных монополий, прежде всего жилищно-коммунального хозяйства, посредством формирования более гибкого и справедливого механизма их регулирования.

Решение этих задач неверно было бы искать только в экономической сфере. Не менее важны сегодня политические и правовые факторы, в том числе состояние государственного управления, судебной и правоохранительной систем, способность государства обеспечить исполнение законов, правительственных и иных решений. Повышение уровня жизни людей непосредственно связано с наведением порядка и укреплением законности в стране, борьбой с коррупцией и бюрократическим произволом чиновников, от чего страдает подавляющее большинство россиян. Речь идет также о повышении доверия к институтам власти и рыночным структурам.

 <<назад          

оглавление