Институт социологии
Российской академии наук

Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов

 <<назад          

оглавление

>> дальше

6. Россияне о привилегиях чиновников

Важно понять, что же в поведении чиновников вызывает негативное отношение к ним общества, что раздражает людей больше всего, и как связана с этим пресловутая проблема льгот и привилегий чиновников?

Не будем повторяться о противостоянии чиновничества и общества. Перейдем на микроуровень и посмотрим на проблему с другой стороны – через особенности восприятия россиянами не столько бюрократии, как особого социального слоя, а сколько со стороны поведения отдельных его представителей.

В адрес чиновников нередко выдвигаются упреки в том, что они невнимательны, продажны и грубы, население склонно соглашаться с этими упреками. Подавляющее большинство россиян – 86,5% населения воспринимает чиновников именно как невнимательных, грубых и продажных людей. При этом среди населения наиболее критичны к чиновникам те, кто не хочет сам работать в системе госуправления. В то же время большинство государственных служащих придерживаются прямо обратной точки зрения, хотя треть даже среди них соглашается с этими упреками (см. рис. 21).

Рисунок 21

Согласие с оправданностью упреков в адрес чиновников в том, что они невнимательны к людям, грубы и продажны (в %)

 

С упреками в адрес чиновников чаще соглашаются россияне, которые сталкиваются с их работой, что позволяет говорить об адекватности такой оценки. Кроме того, среди россиян, кто считает чиновников невнимательными и грубыми, большинство уверены, что сегодняшние чиновники оказывают отрицательное влияние на политику страны, а три четверти опрошенных утверждают, что чиновники не столько способствуют решению проблем и обеспечивают эффективное развитие страны, сколько мешают этому развитию. Таким образом, те россияне, которые считают, что чиновники наделены негативными человеческими качествами, обвиняют их и в торможении развития России, и в негативном влиянии на политические процессы, происходящие в ней, т. е. личные претензии к чиновникам, сформировавшиеся в значительной степени на собственном жизненном опыте, оказывают значимое воздействие на политические взгляды и позиции россиян.

При общем довольно негативном настрое по отношению к чиновникам, треть из тех, кто считает упреки в их адрес оправданными, все-таки согласна и с утверждением о том, что сейчас из чиновников часто незаслуженно делают «козлов отпущения», возлагая на них ответственность за все негативные процессы, происходящие в стране.

Значимых различий между возрастными группами по вопросу об обоснованности упреков в адрес личных качеств чиновников не наблюдается. Похожая ситуация складывается и с доходным распределением. Зато имеет место зависимость отношения к чиновникам от типа поселений. Как оказалось, россияне, проживающие в мегаполисах, в большей степени склонны считать упреки в адрес чиновников обоснованными, чем жители других типов поселений (с этим согласны 94,0% жителей мегаполисов при
85–86% в других типах поселений), хотя уровень жизни в мегаполисах, как известно, выше, и этот фактор должен был бы снижать напряженность в данном вопросе. Это говорит о том, что, возможно, именно жителям мегаполисов приходится чаще сталкиваться с необходимостью обращения в различные государственные структуры и проходить через более сложные и длительные процедуры улаживания своих вопросов, сталкиваясь при этом с большим количеством государственных служащих. Не менее вероятно, что именно в мегаполисах бюрократизм и бездушие в работе чиновников дошли до максимума.

Важно отметить, что среди россиян, обвиняющих чиновников в грубости и невнимательности, практически две трети говорят о том, что в государственном аппарате тоже есть разные люди. Таким образом, на персональном уровне россияне способны еще проявлять толерантность к чиновничеству. Однако, в портрете типичного чиновника, складывающемся у большинства россиян, все же заметно преобладают негативные качества.

В этой связи возникает вопрос: в чем сами россияне видят причину грубости, невнимательности, продажности чиновников? Являются ли причиной этого особенности системы, которая заставляет людей меняться и вести себя определенным образом, или в чиновники изначально идут люди, обладающие негативными качествами? 

Рисунок 22

Причины негативного поведения чиновников с точки зрения россиян (в %)

 

Как видно на рисунке 22, наиболее популярным среди населения является вариант ответа на данный вопрос: ощущение власти меняет людей в худшую сторону (с ним соглашаются 35,5% населения). Однако сами государственные служащие не разделяют таких взглядов. Они в меньшей степени склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими человеческими качествами, хотя среди населения в целом более 20% придерживаются именно такого мнения. Наиболее популярно среди госслужащих объяснение – поведение чиновников связано с особенностями системы, которая меняет их в худшую сторону. С этим, кстати сказать, согласна и треть обычного населения. Кроме того, взаимосвязь поведения чиновников с перегрузками и стрессами отмечают 28,0% государственных служащих,  в то время как среди всего населения эта доля составляет всего лишь 5,7%.

Причину негативных качеств чиновников государственные служащие склонны видеть, в первую очередь, в особенностях системы и нерациональности ее организации, в то время как население в целом обращает внимание в равной степени и на особенности системы, и на то, что ощущение власти меняет людей в худшую сторону, и на то, что в такие структуры изначально отбираются люди не с самыми положительными качествами.

Заметим, россияне в возрасте до 40 лет, чаще говорят, что ощущение власти и возможности влияния меняют людей в худшую сторону. Россияне старше 40 лет склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими качествами. Среди тех, кто по возрасту младше 40 лет, с первым утверждением согласны 40,5%, старше 40 лет – только 31,9%. При этом со вторым утверждением соглашаются лишь 15,6% россиян младше 40 лет и 25,4% – старше 40 лет. Старшее поколение чаще связывает отрицательное поведение чиновников с селекцией в органы власти, в которые изначально попадают люди с негативными качествами.

С этой причиной связывают негативное поведение чиновников и люди с более низким уровнем дохода. По мере роста благосостояния растет и популярность точки зрения, что подобное поведение связано с ощущением власти.

Как выглядит портрет типичного российского чиновника, сложившийся в глазах россиян и госслужащих?

Таблица 22

Личные качества, характерные, по мнению россиян,  для большинства нынешних чиновников (в %)

(проранжировано по ответам населения в целом, допускалось несколько ответов)

 

Личные качества чиновников

Население

Госслужащие

Безразличие к государственным интересам

48,5

23,7

Непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах

47,6

9,3

Рвачество, стремление к легкой наживе

46,9

11,7

Безжалостность, неуважение к людям

37,9

11,7

Профессионализм, компетентность, знание своего дела

17,2

54,1

Хорошие организаторские способности

15,9

34,6

Трудолюбие, работоспособность

9,8

43,6

Инициативность, творческое отношение к своей работе

7,9

36,2

 

Образ чиновника в глазах госслужащих и населения диаметрально противоположен (см. табл. 22). Население приписывает отрицательные качества – безразличие к государственным интересам, нечестность, стремление к легкой наживе. Причем, россияне, которые сталкиваются с работой чиновников, чаще говорят об их негативных качествах, чем те, кто признает, что мало знает об их работе. Аналогично обстоит ситуация и с теми, кто узнает о работе чиновников со слов знакомых и коллег – они чаще акцентируют внимание на отрицательных сторонах чиновников. При этом положительные качества (трудолюбие, компетентность) отмечаются этими категориями россиян в меньшей степени. Выделение именно негативных качеств чиновников в общественном мнении имеет под собой реальные основания, и прежде всего, – отрицательный опыт взаимодействия с ними.

В противовес рядовому населению, государственные служащие отмечают, в первую очередь, профессионализм и компетентность чиновников, их трудолюбие и работоспособность, инициативность, хорошие организаторские способности, то есть концентрируются на сугубо положительных качествах. Тем самым, чиновники в глазах населения представляются отрицательными персонажами, не похожими на остальных россиян, теми «чужими», которые противостоят основному обществу.

Есть еще одна группа, которая воспринимается населением как чуждая – это предприниматели. По результатам предыдущих исследований ИКСИ РАН[1], они тоже подвержены обвинениям со стороны населения в стремлении к легкой наживе, безразличию к интересам государства, нечестности и неразборчивости в средствах. Таким образом, россияне воспринимают и обладателей экономического капитала (предпринимателей), и обладателей властного капитала (чиновников) отрицательно. Если сравнить оценки, которые население дает предпринимателям и чиновникам,  то видно, что негативизм по отношению к чиновникам выражен острее и имеет несколько иной характер (см. рис. 23).

Меньшая доля россиян указывает на негативные качества предпринимателей по сравнению с негативными качествами чиновников, гораздо чаще отмечает их положительные достоинства (инициативность, трудолюбие, хорошие организаторские способности). Предприниматели оказываются ближе россиянам, чем чиновники, которые воспринимаются как максимально чуждый слой, не просто далекий от остального населения, но и не имеющий никаких достоинств и оправданий для своего существования.

 

Рисунок 23

Личные качества, характерные, по мнению россиян, для большинства нынешних чиновников и предпринимателей (в %)

 

Для более четкого представления о портрете чиновника стоит сказать, что более половины россиян приписывают им еще такие качества, как формализм, равнодушие к людям, продажность. Около трети – считают их безответственными и некомпетентными, четверть – необразованными, грубыми, бескультурными. Такими качествами, как ответственность, патриотизм, неподкупность, наделяют чиновников менее 6% российского населения.

Учитывая негативную ситуацию по отношению к чиновникам, не удивительно, что только менее одной шестой части населения согласились сохранить определенные привилегии и льготы депутатам, министрам и другим государственным чиновникам. Остальные россияне утверждают, что сохранять льготы этим категориям граждан не нужно. Две трети из тех, кто думает, что льготы сохранять не нужно, считают при этом, что российская бюрократия в первую очередь заинтересована в сохранении только своего богатства и влияния. Кроме того, половина из них уверены, что федеральные чиновники разворовывают большинство проходящих через их руки государственных средств.

Как и следовало ожидать, по вопросу о сохранении льгот для чиновников мнения  россиян в целом и государственных служащих значительно расходятся (см. рис. 24).

Рисунок 24

Следует ли сохранить определенные привилегии и льготы депутатам, министрам, государственным чиновникам (в %)

 

При этом возраст респондента отчетливо влияет на мнение. В более старших возрастных группах меньше тех, кто считает нужным сохранение таких льгот, хотя и в младшей возрастной группе их всего четверть (см. рис. 25).

Рисунок 25

Согласны с утверждением: «Депутатам, министрам и другим государственным чиновникам следует сохранить определенные привилегии и льготы, поскольку они выполняют особо важную работу и несут большую ответственность», в составе возрастных групп (в %)

 

 

Следует заметить, что с ростом дохода большая доля респондентов соглашается с тем, что государственным чиновникам нужно предоставлять определенные льготы, что проиллюстрировано на рисунке 26.

Рисунок 26

Согласны с утверждением: «Депутатам, министрам и другим государственным чиновникам следует сохранить определенные привилегии и льготы, поскольку они выполняют особо важную работу и несут большую ответственность», в составе доходных групп (в %)

 

Как видно из рисунка 26, даже среди россиян, чей ежемесячный душевой доход превышает 6000 рублей, доля тех, кто считает предоставление подобных льгот оправданным, составляет лишь чуть более 20%. Подавляющее большинство россиян не готовы согласиться с тем, что работа министров и депутатов является особо важной и заслуживает качественно иного отношения, нежели другие типы профессиональной деятельности.

Однако более половины россиян согласны при этом с тем, что отдельные категории госслужащих заслуживают льгот и привилегий. Кому же россияне считают справедливым предоставление льгот и привилегий?

Как видно из таблицы 23, россияне в первую очередь считают необходимым предоставить льготы военнослужащим, пограничникам и бойцам спецподразделений, а также Президенту страны. При этом согласие с тем, что льгот заслуживают эти категории людей, население в целом выражает активнее, нежели государственные служащие. То же относится и к пожарным, сотрудникам МЧС и сотрудникам милиции. Россияне считают нужным предоставление льгот тем, кто работает не в системе управления, а в тех сферах государственной службы, где работа связана с реальным риском для жизни и особым характером труда, которая отличается от других типов профессиональной деятельности, всегда необходима и важна.

Таблица 23

Категории госслужащих, заслуживающие льгот и привилегий (в %)(проранжировано по ответам населения в целом, допускалось несколько ответов) 

Категория госслужащих

Население

Госслужащие

Военнослужащие

38,1

30,4

Пограничники, бойцы спецподразделений (типа «Альфа», «Вымпел»)

38,1

24,5

Президент страны

35,1

42,8

Пожарные, сотрудники МЧС

32,2

20,2

Работники милиции

17,2

11,7

Члены правительства

11,4

21,4

Судьи, прокуроры

10,8

16,3

Губернаторы и другие руководители регионов

9,0

19,8

Депутаты Государственной Думы

3,9

9,7

Работники государственных учреждений регионального и местного уровня

2,2

12,1

Депутаты областного и районного уровней

1,8

5,8

Сотрудники центрального государственного аппарата, работники министерств и ведомств

1,4

7,0

Никаких льгот никто из них иметь не должен, просто зарплата должна отражать особенности их работы

40,9

38,5

 

Работникам системы управления, чиновникам льготы считают необходимым предоставлять, прежде всего, те россияне, которые сами являются госслужащими. Видимо, они идентифицируют себя именно с этим особым социальным слоем, ощущают общность своих интересов и целей. Поэтому доли госслужащих, считающих, что привилегии необходимы не только Президенту, но и членам правительства, губернаторам, депутатам, сотрудникам министерств и центрального государственного аппарата, заметно превышают аналогичные доли среди населения страны в целом. Это наблюдение вновь подтверждает факт, что госслужащие, работающие в системе управления, являются особой группой, которая осознает свою «обособленность» от других категорий населения, на что росияне, естественно, реагирует достаточно негативно.



[1] См.: Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? Аналитический доклад. М., 2004.

 
 <<назад          

оглавление

>> дальше



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: