Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Кто эти люди?

Кто эти люди?
(Вариант ответа В.А. Ядову)

Т.З. Адамьянц

 

Такой вопрос задал В.А. Ядов на недавней конференции Института после доклада В.С. Магуна о базовых ценностях россиян (см. Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте / Общественные науки и современность. 2010. №№ 4,5). 

Несколько слов об этом исследовании. При изучении базовых ценностей россиян среди опрошенных респондентов в исследовании были выделены четыре кластера, соответственно «месту» на шкале с такими оппозициями: 1)«открытость (новым изменениям) – сохранение»; 2)«забота о людях и природе – самоутверждение». 

Поскольку два кластера, представляющие в сумме 22%, то есть меньшую часть опрошенных респондентов,  выгодно отличались по «качеству» своих базовых ценностей: 17%  имели наиболее высокую ориентацию на «открытость изменениям» и средне-высокую – на «заботу о людях и природе», и 5% занимали срединное положение на оси «открытость-сохранение» и крайне высокое в позиции  «забота о людях и природе», -  вопрос о том, кто же эти люди, был интересен всем.

Один из вариантов ответа на этот вопрос заключается  в социоментальных различиях респондентов (имеются в виду так называемые «группы сознания», или социоментальные группы), связанных с разным «качеством» ориентирования людей в коммуникационных (и, соответственно, социальных) процессах. (Формально принадлежность к той или иной социоментальной группе выявляется посредством прослеживания особенностей понимания смысловых доминант воспринимаемых произведений, с учетом социального, политического, исторического и т.д. фонов.)

Тенденция к определяющему влиянию принадлежности человека к той или иной социоментальной группе на степень социальной значимости его социальных представлений («картин мира»), в том числе и на «качество» его ценностей и антиценностей, зафиксирована в ряде комплексных исследований с использованием семиосоциопсихологических методов и подходов (см., например, Адамьянц Т.З. Уровень развития коммуникативных навыков как индикатор в процессах самоопределения и самоорганизации личности / Мир психологии. 2010. №3)  https://www.isras.ru/publ.html?id=1957

Представляется интересным сопоставить некоторые данные упомянутого выше исследования базовых ценностей россиян и семиосоциопсихологических исследований.  

Первое сопоставление:

22% (17%+5%) опрошенных в исследовании базовых ценностей россиян характеризуются высокой или средней  ориентацией на ценности «открытость изменениям» и «забота о людях и природе».

От 13 до 25% (в зависимости от организации и форм подачи материала) в семиосоциопсихологических исследованиях  составляет группа адекватного восприятия. Представители этой группы чаще, нежели представители других групп, «точкой отсчета» при самоидентификации (при просьбе рассказать о себе) называют свою принадлежность стране, планете; их личностные представления о желательном (что важно, чего хотелось бы…) чаще, нежели в других группах, связаны с общечеловеческими ценностями;  их личностные представления о нежелательном (чего не хотелось бы…) гораздо чаще, чем в других группах, связаны с нежеланием помех для общечеловеческих ценностей.

Второе сопоставление:

43% опрошенных в исследовании базовых ценностей россиян занимают срединное положение по оси «открытость-сохранение» и наиболее высокой в позиции «самоутверждение», в ущерб позиции «забота о людях и природе».

От 35 до 47% (в зависимости от организации и форм подачи материала) опрошенных в семиосоциопсихологических исследованиях составляет группа частично адекватного восприятия. Представители этой группы «точкой отсчета» при самоидентификации (при просьбе рассказать о себе) преимущественно видят себя как конкретную личность; их личностные представления о желательном (что важно, чего хотелось бы…) связаны преимущественно с бытовыми, семейными ценностями и, далее, с личностным успехом; личностные представления о нежелательном (чего не хотелось бы…) преимущественно связаны с нежеланием помех для личной успешности и, далее, для бытовой, семейной успешности.

Третье сопоставление:

35% опрошенных в исследовании базовых ценностей россиян характеризуются крайне высокой  ценностью позиции «сохранение», т.е. в ущерб «открытости», и средне-высокой ценностью позиции «самоутверждение», в ущерб позиции «забота о людях и природе».

От 28% до 35% (в зависимости от организации и форм подачи материала) в семиосоциопсихологических исследованиях  составляет группа неадекватного восприятия). Представители этой группы чаще, нежели представители других групп, «точкой отсчета» при самоидентификации (при просьбе рассказать о себе) видят себя как конкретную личность; их личностные представления о желательном (что важно, чего хотелось бы…) чаще, нежели в других группах, связаны с бытовыми, семейными ценностями; личностные представления о нежелательном (чего не хотелось бы…) здесь связаны с помехами личностному успеху и, далее, с помехами бытовой, семейной успешности.

Следует подчеркнуть, что использование традиционных социологических (пол, возраст, место жительства, род занятий, уровень образования) и социально-психологических (интересы, предпочтения и т.д.) характеристик ответа на вопрос «кто же эти люди?» не дает, даже на уровне тенденций, иначе мы давно имели бы такие данные.

Подзаголовок статьи назван «Вариант ответа…». Вариант – потому что конечный ответ требует продолжения исследований. Кроме того, использовав слово «вариант», я признаю возможность и право на другие мнения или точки отсчета.



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: