Кто эти люди?

Кто эти люди?

Кто эти люди?
(Вариант ответа В.А. Ядову)

Т.З. Адамьянц

 

Такой вопрос задал В.А. Ядов на недавней конференции Института после доклада В.С. Магуна о базовых ценностях россиян (см. Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте / Общественные науки и современность. 2010. №№ 4,5). 

Несколько слов об этом исследовании. При изучении базовых ценностей россиян среди опрошенных респондентов в исследовании были выделены четыре кластера, соответственно «месту» на шкале с такими оппозициями: 1)«открытость (новым изменениям) – сохранение»; 2)«забота о людях и природе – самоутверждение». 

Поскольку два кластера, представляющие в сумме 22%, то есть меньшую часть опрошенных респондентов,  выгодно отличались по «качеству» своих базовых ценностей: 17%  имели наиболее высокую ориентацию на «открытость изменениям» и средне-высокую – на «заботу о людях и природе», и 5% занимали срединное положение на оси «открытость-сохранение» и крайне высокое в позиции  «забота о людях и природе», -  вопрос о том, кто же эти люди, был интересен всем.

Один из вариантов ответа на этот вопрос заключается  в социоментальных различиях респондентов (имеются в виду так называемые «группы сознания», или социоментальные группы), связанных с разным «качеством» ориентирования людей в коммуникационных (и, соответственно, социальных) процессах. (Формально принадлежность к той или иной социоментальной группе выявляется посредством прослеживания особенностей понимания смысловых доминант воспринимаемых произведений, с учетом социального, политического, исторического и т.д. фонов.)

Тенденция к определяющему влиянию принадлежности человека к той или иной социоментальной группе на степень социальной значимости его социальных представлений («картин мира»), в том числе и на «качество» его ценностей и антиценностей, зафиксирована в ряде комплексных исследований с использованием семиосоциопсихологических методов и подходов (см., например, Адамьянц Т.З. Уровень развития коммуникативных навыков как индикатор в процессах самоопределения и самоорганизации личности / Мир психологии. 2010. №3)  https://www.isras.ru/publ.html?id=1957

Представляется интересным сопоставить некоторые данные упомянутого выше исследования базовых ценностей россиян и семиосоциопсихологических исследований.  

Первое сопоставление:

22% (17%+5%) опрошенных в исследовании базовых ценностей россиян характеризуются высокой или средней  ориентацией на ценности «открытость изменениям» и «забота о людях и природе».

От 13 до 25% (в зависимости от организации и форм подачи материала) в семиосоциопсихологических исследованиях  составляет группа адекватного восприятия. Представители этой группы чаще, нежели представители других групп, «точкой отсчета» при самоидентификации (при просьбе рассказать о себе) называют свою принадлежность стране, планете; их личностные представления о желательном (что важно, чего хотелось бы…) чаще, нежели в других группах, связаны с общечеловеческими ценностями;  их личностные представления о нежелательном (чего не хотелось бы…) гораздо чаще, чем в других группах, связаны с нежеланием помех для общечеловеческих ценностей.

Второе сопоставление:

43% опрошенных в исследовании базовых ценностей россиян занимают срединное положение по оси «открытость-сохранение» и наиболее высокой в позиции «самоутверждение», в ущерб позиции «забота о людях и природе».

От 35 до 47% (в зависимости от организации и форм подачи материала) опрошенных в семиосоциопсихологических исследованиях составляет группа частично адекватного восприятия. Представители этой группы «точкой отсчета» при самоидентификации (при просьбе рассказать о себе) преимущественно видят себя как конкретную личность; их личностные представления о желательном (что важно, чего хотелось бы…) связаны преимущественно с бытовыми, семейными ценностями и, далее, с личностным успехом; личностные представления о нежелательном (чего не хотелось бы…) преимущественно связаны с нежеланием помех для личной успешности и, далее, для бытовой, семейной успешности.

Третье сопоставление:

35% опрошенных в исследовании базовых ценностей россиян характеризуются крайне высокой  ценностью позиции «сохранение», т.е. в ущерб «открытости», и средне-высокой ценностью позиции «самоутверждение», в ущерб позиции «забота о людях и природе».

От 28% до 35% (в зависимости от организации и форм подачи материала) в семиосоциопсихологических исследованиях  составляет группа неадекватного восприятия). Представители этой группы чаще, нежели представители других групп, «точкой отсчета» при самоидентификации (при просьбе рассказать о себе) видят себя как конкретную личность; их личностные представления о желательном (что важно, чего хотелось бы…) чаще, нежели в других группах, связаны с бытовыми, семейными ценностями; личностные представления о нежелательном (чего не хотелось бы…) здесь связаны с помехами личностному успеху и, далее, с помехами бытовой, семейной успешности.

Следует подчеркнуть, что использование традиционных социологических (пол, возраст, место жительства, род занятий, уровень образования) и социально-психологических (интересы, предпочтения и т.д.) характеристик ответа на вопрос «кто же эти люди?» не дает, даже на уровне тенденций, иначе мы давно имели бы такие данные.

Подзаголовок статьи назван «Вариант ответа…». Вариант – потому что конечный ответ требует продолжения исследований. Кроме того, использовав слово «вариант», я признаю возможность и право на другие мнения или точки отсчета.