Социальный исследователь в информационном пространстве этносоциальных проблем

Социальный исследователь в информационном пространстве этносоциальных проблем

 
 
Т.З. Адамьянц (Институт социологии РАН, Москва)
 
Социальный исследователь в информационном пространстве этносоциальных проблем (Тезисы к Всероссийской научной конференции «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы», 1-3 ноября 2010 г.)
 
Одна из первоочередных задач современной социальной науки – социальная диагностика и разработка предложений по проектированию информационной среды, направленной на поддержание в обществе толерантности, общезначимых гуманитарных ценностей и морально-нравственных норм.
При освещении  этносоциальных проблем большинство  коммуникаторов (СМК, органы власти, управления, общественные организации, корпорации и т.д.)  руководствуются задачами создания  у получателей информации позитивных солидаризирующих ценностей, развития взаимопонимания и согласия. Эти же задачи преследуют и многочисленные мероприятия и акции, проводимые государственными, общественными, научно-учебными и прочими организациями и фондами для решения этносоциальных проблем. Не секрет, однако, что реальные процессы и события не всегда соответствуют тем, которые  декларируются  в информационном пространстве.
Эффективное решение обозначенных задач невозможно без   использования современных технологий в сфере социальной коммуникации [1, 2], позволяющих комплексное изучение взаимосвязанных процессов, происходящих между информационной средой и представлениями о действительности разных групп аудитории. Краткий перечень исследовательских задач: дифференциация аудитории по социально-демографическим, социально-психологическим, социоментальным и т.д. характеристикам; изучение когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций выделенных групп относительно этносоциальных проблем;  поиск значимых для изучаемых групп источников информации (телепрограмм, газет, журналов, авторов, публичных личностей и т.д.); определение коммуникативных стратегий, конструирующих социально значимые различия в представлениях исследуемых групп, в их интерпретациях социальных реалий; проведение мотивационно-целевого и контент-анализа материалов, наиболее востребованных в каждой группе; разработка предложений (на основе комплексного анализа всех полученных данных) по  социальному проектированию информационной  среды.
 
Литература:
 
  1. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы      для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация      и социальное управление в экоантропоцентрической и      семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М, ИС РАН, 2000,      с.  5-42.
  2. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. Учебное пособие для вузов. М., Дрофа,      2009.