Еще раз о навыках понимания в сфере социальной коммуникации(Эссе)

Еще раз о навыках понимания в сфере социальной коммуникации
(Эссе)

Важная и актуальная тема обсуждалась 4 февраля в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым»: правильно ли и целесообразно ли внести  в поправки к Конституции положение о Боге, в связи с предложением Патриарха? Откуда в человеке истоки нравственности, совести, альтруизма, любви к стране? Кто мы как люди и общество? Прозвучало немало как интересных, так и спорных мнений, пересказывать сейчас их не входит в мою задачу – каждый может обратиться к архиву передачи и посмотреть ее в Интернете. Проблематика, однако, в том числе и социологическая – многие социологи  в какой-то степени разрабатывают ее, учитывают в своей работе ее аспекты.

Затрагивает она в некоторой степени и тот аспект проблемы,  который я считаю одним из основных в своем научном поиске – задачу массового развития навыков понимания в сфере социальной коммуникации. А это не только понимание смыслов и значений в текстах и/или произведениях, но и особенности общения и взаимодействия человека с обществом, коллективом, группой, семьей, природой, высшими силами (если человек  в них верит), – вся наша жизнь, в сущности, есть коммуникация, и развитые навыки понимания в сфере социальной коммуникации равнозначны по своей сути человеческой мудрости – особому и довольно редкому во все времена качеству личности, умеющей включать в свою личностную «картину мира» всю  многогранную сложность и уникальность окружающей его реальности, и не только включать, но и расставлять значимые приоритеты о важном – и не самом важном;  полезном – и менее полезном; понятном, познанном  – и непонятном и непознанном. Важны и приоритеты в приоритетах: важно и полезно только для себя или для общества, страны, людей? И почему, на основании каких признаков важно и полезно?

Только понимающая личность сумеет включить в свою «картину мира» космическое величие и многообразие окружающей нас реальности, оценить роль, место и задачи в ней человека: ключевые приоритеты и у адепта веры, и у понимающей личности оказываются близкими, начиная от представлений о патриотизме, нравственности, семье, браке, дружбе, счастье, смысле жизни. И заканчивая признанием некого созидающего и творческого начала, непонятного человеческому разуму, даже высококлассным физикам-теоретикам и астрономам. Что же касается феномена веры – это сфера глубинных тайн совести и личностного мировидения, независимая от юридических и прочих законов, даже самых замечательных.     

В непростой и даже опасной для судеб мира и выживания людей современной реальности только развитые навыки понимания смогут уберечь и мир, и человечество от опасной черты. Здесь считаю необходимым отметить, что навыки понимания в сфере социальной коммуникации и – в сфере технико-технологической (их измеряют известным тест IQ) нетождественны и свидетельствуют о разных склонностях людей; это разные ментальные программы. Как известно, не всякому человеку привлекательна и доступна деятельность технико-технологическая, однако обладать развитыми навыками понимания в сфере социальной коммуникации желательно всем.       

«Россия может и должна стать страной понимающих, а значит, мудрых людей», – такое утверждение звучит во многих моих статьях, тем более что, судя по результатам уже проведенных экспериментов (в рамках проектов РФФИ), это реальная и выполнимая задача.

 Ссылки на литературу о развитии навыков понимания в сфере социальной коммуникации:

Адамьянц Т.З. Социоментальное развитие личности как стратегическая задача России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2016. – Ч. 2. С. 10-13.
Адамьянц Т.З.
Задачи и методы социоментального развития современной молодежи // Мир психологии. 2017. №1. С. 69-78.
Адамьянц Т.З.
Технологии сознания: накопление - или структурирование? // Мир психологии. 2018. №2. С. 114-123.
Адамьянц Т.З.
На пути к целостной «картине мира» (к проблеме социализации и адаптации современной молодежи) // Мир психологии. 2019. №2. С. 230-238.