Адаптация подростков с миграционной историей сквозь призму родительского восприятия: ключевые барьеры и ожидания от системы поддержки ...

Адаптация подростков с миграционной историей сквозь призму родительского восприятия: ключевые барьеры и ожидания от системы поддержки ...



Юдина Т.Н.
Адаптация подростков с миграционной историей сквозь призму родительского восприятия: ключевые барьеры и ожидания от системы поддержки // Society and Security Insights. 2025. Т. 8. № 3. С. 39–64.
ISSN 2619-0249
DOI: 10.14258/SSI(2025)3-02
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=83220387

Размещена на сайте: 11.12.25

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Юдина Т.Н. Адаптация подростков с миграционной историей сквозь призму родительского восприятия: ключевые барьеры и ожидания от системы поддержки // Society and Security Insights. 2025. Т. 8. № 3. С. 39–64.
DOI: 10.14258/SSI(2025)3-02

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена ростом числа детей мигрантов в российских школах и недостаточной изученностью их адаптационных трудностей. В условиях ужесточения миграционного законодательства (например, запрета на зачисление детей без знания русского языка с 2025 г.) и увеличения нелегальной миграции понимание барьеров адаптации этой группы становится критически важным для формирования эффективной государственной политики. Особую значимость проблема приобретает в  Московском мегаполисе, где сосредоточено около 40% всех мигрантов страны. Целью исследования является выявление и анализ ключевых барьеров, с которыми сталкиваются подростки-мигранты в процессе адаптации в Москве и Московской области, а также ожиданий их родителей в отношении существующей и желаемой системы поддержки. Исследование основано на анкетном опросе мигрантов из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, проживающих в Москве и Московской области и имеющих детей подросткового возраста 14–18  лет, проживающих совместно с  родителями и  обучающихся в  образовательных учреждениях региона. Выборка формировалась методом целевого отбора. Анализ данных включет дескриптивную статистику и кросс-табуляцию. Анализ базируется на интеграции структурно-институционального, интерпретативного и  конфликтологического подходов. Исследование выявило, что большинство родителей-мигрантов проживают в России длительное время, что свидетельствует о формировании устойчивой диаспоры. При этом их образовательный уровень варьируется от среднего специального до высшего, а занятость сосредоточена преимущественно в низкоквалифицированных секторах экономики. Родители выделили три ключевых барьера в адаптации детей: трудности в общении со  сверстниками, языковые сложности и  проблемы с  освоением школьной программы. При этом семья рассматривается респондентами как главный фактор успешной адаптации, тогда как роль образовательных учреждений оценивается значительно ниже. В качестве приоритетных направлений поддержки родители назвали помощь в  понимании российских культурных норм, изучении русского языка и  содействие при поступлении в школы. При этом часть респондентов считает, что их дети не нуждаются в дополнительной помощи, что может указывать на  недооценку существующих проблем. Полученные данные демонстрируют необходимость комплексного подхода к адаптации детей мигратов, сочетающего языковую подготовку, культурное посредничество и вовлечение семей во взаимодействие со школами. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования региональных и федеральных программ интеграции мигрантов. Исследование вносит вклад в  понимание адаптации подростков-мигрантов, фокусируясь на уникальном ракурсе — восприятии и оценках их родителей. Оно выявляет ключевое противоречие между признанием родителями барьеров адаптации и их недоверием к институциональным механизмам поддержки, а также доминирующую потребность в социокультурной, а не только функциональной интеграции. Результаты исследования имеют существенную практическую ценность для разработчиков образовательной и миграционной политики, администрации образовательных организаций и организаций гражданского общества

Ключевые слова:

адаптация дети-мигранты подростки с миграционной историей родители детей-мигрантов барьеры система поддержки adaptation migrant children adolescents with a migration history parents of migrant children barriers support system

Рубрики:

Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: