Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Знание и образование в цифровую эпоху



Соколов Д.В.
Знание и образование в цифровую эпоху // Идеи и идеалы. – 2021. – Т. 13, № 2, ч. 1. – С. 33–50. – DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-33-50.
DOI 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-33-50
ISSN 2075-0862

Размещена на сайте: 06.12.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://ideaidealy.nsuem.ru/storage/uploads/2021/06/02.Sokolov.33-50.pdf (дата обращения 06.12.2021)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Соколов Д.В. Знание и образование в цифровую эпоху // Идеи и идеалы. – 2021. – Т. 13, № 2, ч. 1. – С. 33–50. – DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-33-50.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-33-50
Sokolov D. Knowledge and Education in Digital Era. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2021, vol. 13, iss. 2, pt. 1, pp. 33–50. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-33-50.

Аннотация

В статье описывается кризис, переживаемый системой образования в ходе развития цифровой экономики. Основная предпосылка кризиса связана со следующим парадоксом: хотя основой современной экономики является накопление, обработка и распространение знаний, в обществе складывается фрагментарное восприятие знания как такового. Актуальность этого кризиса особенно заметна на фоне разворачивающейся пандемии, обострившей многие серьезные проблемы в академической организации как в России, так и в зарубежных странах. Роль экспертного знания в обществе также всё более интенсивно оспаривается, а высшее образование переживает коммерциализацию, масштабы которой приводят к замещению научного знания функциональным набором навыков, всё более активно превращая высшее образование в предмет престижного потребления. Этот кризис в образовании дополняется (и усиливается) кризисом науки как источника авторитета в эпоху постмодерна. В частности, распространение социальных сетей в цифровой экономике ведет к кризису рационального дискурса в обществе, поскольку индивиды формируют закрытые сообщества, основанные не только на свободной дискуссии, но также на общих ошибках, конспирологических теориях и эзотерических, контрнаучных, формах знания. Цель статьи заключается в том, чтобы выделить наиболее важные черты образовательного кризиса, а также обозначить его специфику применительно к российскому контексту. В России тенденции, характерные для развитых стран, обнаруживаются в концентрированном, даже гипертрофированном виде, в особенности речь идет о товаризации высшего образования и упадке общественного авторитета науки. Основной вывод статьи заключается в том, что, хотя кризис образования в России носит во многом более тяжелый характер, чем в развитых странах, сохраняются возможности его преодоления, причем не только внутри академической системы в целом, но и за счет широкого спектра низовых инициатив, связанных с продвижением научных знаний на массовую аудиторию, охватывающую широкие слои общества.

Ключевые слова:

цифровая экономика академический капитализм, авторитет знания коммерциализация высшего образования высшее образование гуманитарные науки бюрократизация высшего образования digital economy academic capitalism knowledge authority marketization of higher education humanities bureaucratization of higher education

Рубрики:

Социология науки
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: