Моральная философия и ранняя образовательная практика в России. В.Н. Татищев – просветитель и основоположник отечественной инженерной дидактики ...

Моральная философия и ранняя образовательная практика в России. В.Н. Татищев – просветитель и основоположник отечественной инженерной дидактики ...



Согомонов А.Ю.
Моральная философия и ранняя образовательная практика в России. В.Н. Татищев – просветитель и основоположник отечественной инженерной дидактики // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 119-137.
ISSN 2307-518X
EDN: IFFZSP
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54212173

Размещена на сайте: 05.09.23

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Согомонов А.Ю. Моральная философия и ранняя образовательная практика в России. В.Н. Татищев – просветитель и основоположник отечественной инженерной дидактики // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 119-137.
EDN: IFFZSP

Аннотация

Отечественная просветительская мысль в первой половине XVIII века преимущественно реализовывалась в форме моральной философии, составленной эклектическим образом из идей и концепций, почерпнутых из гуманистической традиции, рациональной философии раннего Нового времени и религиозной теологии. В.Н. Татищев (1685-1750) – самая яркая фигура среди мыслителей и государственных деятелей первого «петровского призыва». Его деятельность на Урале связана не только с горнодобычей, устроением заводов и местной жизни, но и с организацией первых образовательных учреждений, ориентированных как на общее, так и на техническое образование. За свои 17 лет, которые он провел на Урале, им были заложены «основы» образовательной политики России, в том числе и в сфере инженерного дела. К числу его базовых философско-дидактических «новаций» можно отнести многие образовательные принципы и нормы, которые впоследствии долгие столетия составляли отечественную «колею истории». Среди них: (а) тотальное переподчинение образования государству, (б) трактовка инженерной профессии как служения государству, (в) организация набора детей по принципу «обязательного призыва» из всех сословий, (г) отказ от свободного распределения выпускников в пользу принуждения к работе на государственных заводах, (д) педагогический и поведенческий контроль за корпусом учителей, и т.д. Татищев был первым русским идеологом радикального государственничества, выразителем «аксиологии этатизма». Анализ философско-практического наследия Татищева помогает лучше раскрыть социальные особенности вступления России в стадию ранней модернизации и построения ею своего варианта общества модерного типа.

Ключевые слова:

моральная философия Василий Татищев Просвещение инженерное образование «аксиология этатизма» «колея истории» «институциональная память» moral philosophy Enlightenment Vassiliy Tatishev engineering education etatistic axiology

Рубрики:

История и теория социологии
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: