Антивакционное движение России в социальных медиа: протесты, формы участия

Антивакционное движение России в социальных медиа: протесты, формы участия



Гольбрайх В.Б.
Антивакционное движение России в социальных медиа: протесты, формы участия // Актуальные проблемы Европы. 2023. № 3 (119). С. 194-213.
ISSN 0235-5620
DOI: 10.31249/ape/2023.03.10
EDN: QZDLXW
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54366663

Размещена на сайте: 24.11.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://upe-journal.ru/article.php?id=2537 (дата обращения 24.11.2023)



Ссылка при цитировании:

Гольбрайх В.Б. Антивакционное движение России в социальных медиа: протесты, формы участия // Актуальные проблемы Европы. 2023. № 3 (119). С. 194-213.
DOI: 10.31249/ape/2023.03.10
EDN: QZDLXW

Аннотация

Социальные медиа являются важными источниками информации о различных социально-политических проблемах, в том числе о проблемах здоровья и здравоохранения. Социальные сети стали центральной платформой для распространения антипрививочных взглядов. Настоящее исследование посвящено анализу того, в какой степени конфликт вокруг введения QR-кодов во время пандемии COVID-19 стал повесткой дня в крупнейшем социальном медиа России - «ВКонтакте». В рамках исследования рассматривались несколько типов виртуальных сообществ «ВКонтакте»: 1) виртуальные сообщества, созданные сторонниками антивакционного движения; 2) сообщества КПРФ; 3) территориальные виртуальные сообщества. Для анализа постов и комментариев был использован метод контент-анализа. Исследование показало, что тема протестов против вводимых QR-кодов присутствует в самых различных виртуальных сообществах. При этом анализ выявил слабое цифровое сетевое участие пользователей в таких формах цифрового участия, как репосты и комментарии во всех типах виртуальных сообществ. Исследование обнаружило существенное различие между «антивакционными» сообществами и сообществами КПРФ, с одной стороны, и территориальными сообществами - с другой, в использовании их для мобилизации граждан в протестных действиях против вводимых QR-кодов. В статье показано, что российские социальные сети, как и социальные медиа в других странах, продолжают оставаться ресурсом для привлечения внимания граждан к конфликтам вокруг таких проблем, как введение QR-кодов в ходе пандемии COVID-19. Виртуальные сообщества являлись публичными площадками, на которых велась ожесточенная дискуссия в связи с принимаемыми властями мерами. Анализ показал, что аргументы, высказываемые российскими антивакционистами, в целом не отличаются от аргументов их единомышленников в других государствах.

Ключевые слова:

антивакционное движение COVID-19 QR-коды социальные медиа протесты цифровое участие anti-vaccination movement COVID-19 QR codes social media protests digital participation

Рубрики:

Социология коммуникаций
Социология конфликта



Возможно, вам будут интересны другие публикации: