Российская идентичность в социологическом измерении

Российская идентичность в социологическом измерении

<<назад

оглавление

>> дальше

5. Особенности жизненных ценностей и устремлений россиян (продолжение)

Существенные различия в этом вопросе наблюдаются и между разными возрастными когортами, хотя если в вопросе о нонконформизме и следовании традициям эти различия носят качественный, то в вопросе о возможности обойтись без материальной помощи государства – количественный характер, и ожидания такой поддержки доминируют во всех возрастных когортах (см. табл. 16).

Таблица 16

Специфика некоторых ценностных ориентаций в разных возрастных когортах (выбор в альтернативных парах суждений), в %[1]

 

Позиции

Возрастные когорты

16-25 лет

26-35 лет

36-45 лет

46-55 лет

56-65 лет

Ценности (выбор в альтернативных парах)

Я уверен(а), что смогу обеспечить себя и свою семью сам(а), и потому не нуждаюсь в материальной
помощи со стороны государства

42

41

37

33

16

Без материальной поддержки со стороны государства мне и моей семье выжить сложно

56

58

63

67

83

 

Главное – это уважение к сложившимся традициям, обычаям, следование привычному, принятому большинством

37

44

55

55

65

Главное – это инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе и жизни, готовность к риску оказаться в меньшинстве

63

54

45

45

34

 

Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все

73

59

57

52

37

Жить как все лучше, чем выделяться среди других

25

39

42

47

61

 

Учитывая вышесказанное, не удивительно, что, хотя для модернистов идеальная модель общества – это, скорее, общество индивидуальной свободы, в то время как для традиционалистов это, безусловно, общество социального равенства, по возрастным когортам распределение их сторонников и противников далеко не столь однозначно (см. рис. 24). Во всех без исключения возрастных когортах доминирует стремление к обществу социального равенства, а после 35 лет это стремление разделяют уже большинство представителей соответствующей возрастной группы.

В этой связи надо отметить, что в целом жить в обществе индивидуальной свободы в 2007 г. предпочли всего около четверти россиян в возрасте 16-65 лет (24%), и этот показатель практически совпадает с данными 1998 г. и 2004 г. Большинство же (54% в 1998 г., 50% в 2004 г. и 55% в 2007 г.) выбрало общество социального равенства[2].

Рисунок 24

Предпочтительный тип общества в разных возрастных когортах и в группах с разным типом ментальности, в %

 

Впрочем, и это очень важно, когда россияне говорят о социальном равенстве, то они имеют в виду не столько равенство доходов, положения и условий жизни, сколько равенство возможностей для проявления способностей каждого. Во всяком случае, 59% россиян в возрасте от 16 до 65 лет именно так расставили свои приоритеты, и лишь 40% сочли более важным равенство доходов и условий жизни, причем по разным возрастным когортам это распределение было почти одинаковым и доля сторонников равенства возможностей колебалась от 53% в группе 56-65-летних, до 62% у 25-36-летних. Симптоматично и то, что в данном вопросе почти не было затруднившихся с ответом, т.е. вопрос о сути равенства, его желаемой и справедливой модели россиянами уже давно решен (о чем говорят также и данные многолетнего мониторинга ценностей россиян, который ведется нами в ходе общероссийских исследований, где число предпочитающих равенство возможностей вот уже свыше
10 лет больше предпочитающих равенство доходов). Причем, даже в группе традиционалистов доля сторонников равенства доходов и равенства возможностей очень близки (51% и 48% соответственно). У «промежуточных» доли их сторонников выглядят, соответственно, как 34:65, а у модернистов – как 23:77.

Вопрос о роли индивидуальной свободы носит для россиян далеко не декларативный характер и прямо связан для них с возможностью и необходимостью самим решать свои проблемы и отвечать за собственное благополучие. Во всяком случае, свыше половины сторонников общества индивидуальной свободы заявили о том, что они не нуждаются в помощи государства для решения собственных проблем, в то время как среди сторонников общества социального равенства эта доля была вдвое меньше (27%).

С пониманием равенства, прежде всего, как равенства возможностей связана и проблема роли свободы в жизни россиян и их понимания сути этой свободы, также имеющее в разных возрастных когортах почти одинаковую картину (см. табл. 17). Как видно из таблицы 17, во всех возрастных когортах понимание свободы как возможности быть самому себе хозяином находится вокруг показателя 52%, который является средним по населению страны. Значимость свободы, как смысложизненной ценности, постепенно убывает от младшей к старшей возрастной когорте, хотя даже среди россиян 56-65 лет остается доминирующей.

Таблица 17

Специфика свободы как ценностной ориентации россиян в разных возрастных когортах, в %[3]

 

Позиции

Возрастные когорты

16-25 лет

26-35 лет

36-45 лет

46-55 лет

56-65 лет

Ценности (выбор в альтернативных парах)

Свобода – это возможность быть самому себе хозяином

55

53

53

50

51

Свобода человека реализуется в его политических правах и свободах

45

47

46

49

48

 

 

 

 

 

 

Свобода – то, без чего жизнь человека теряет смысл

73

67

63

60

53

Главное в жизни – материальное благополучие, а свобода второстепенна

26

32

36

39

45

 

Итак, если говорить о нынешнем состоянии национальной идентичности россиян, то в ней можно выделить как действительно являющиеся выражением национальной культуры особенности, так и такие, обусловленные печальным опытом последних полутора десятилетий и сложившейся сегодня в России ситуации, характерные черты, которые есть большой соблазн приписать «национальному менталитету», но которые на самом деле не являются таковыми или лишь отчасти могут быть названы его следствиями (как, например, пресловутые патерналистские ожидания).

Более того – в российском обществе сосуществуют сегодня, фактически, как минимум два во многом (но далеко не во всем!) полярных типа мировоззрения, отражающих на микроуровне переход от традиционной для России модели развития к той его модели, которая характерна для западных обществ. Ведь, как уже отмечалось выше, модель общества, характерная для эпохи модерна, предполагает и формирование качественно иного типа личности, в котором стремление к свободе сочетается с индивидуальной ответственностью, инициативность соседствует с дисциплинированностью, а понимание эффективности конкуренции дополняется идеями солидарности и взаимоподдержки всех членов общества. Выше были продемонстрированы также и особенности формирования в сегодняшней России соответствующих качеств у ее граждан.

От чего зависит принадлежность россиян к носителям принципиально разных типов ментальности? Как показали результаты исследования, в первую очередь, – это условия социализации, тот социальный контекст, в котором происходит воспитание и становление личности, а также во многом обусловленные особенностями социализации и образования тип деятельности самих респондентов.

Так, очень ярко проявляется влияние на тип мировоззрения самих респондентов уровня образования их матерей (см. рис. 25), хотя даже наличие у последних высшего образования не значит, что их дети станут модернистами – последнее скорее результат индивидуальной жизненной позиции людей, на которую оказывает влияние целый ряд факторов.

Кроме того, заметно влияет на тип мировоззрения и собственное образование  респондентов – среди имеющих не более общего среднего образования большинство традиционалисты, а  среди имеющих высшее их доля не превышает 40%. Приведенные данные означают, что только по мере общего роста уровня образованности населения в России завершится этап социокультурной модернизации и можно будет говорить о завершении формирования нового типа национальной идентичности, характерной для обществ западного типа.

Рисунок 25

Доля россиян, выросших в семьях с различным уровнем образования матери, в составе групп с разным типом мировоззрения, в %

 

Однако это не означает, что данный процесс завершится только в том случае, если большинство населения вырастет в семьях с высшим образованием родителей или само получит высшее образование, ведь на формирование того или иного типа мировоззрения оказывают влияние и другие факторы, среди которых, в первую очередь, следует назвать включенность в пользование новыми информационными технологиями (среди модернистов почти две трети пользуются компьютером, и свыше трети делает это ежедневно, а среди традиционалистов картина прямо обратная – 60% им не пользуются и лишь 15% пользуются им ежедневно). Значим здесь и тип  деятельности респондентов – хотя во всех профессиональных группах доля модернистов меньше, чем доля традиционалистов, все же число последних составляет среди специалистов, например, 38%, среди рабочих – половину, а среди пенсионеров почти две трети. Не стоит забывать и об эффекте тиражирования в широких слоях населения эффективных и характерных в первую очередь для относительно более благополучных слоев общества установок и поведенческих практик, который также будет работать на ускорение завершения процесса социокультурной модернизации (разумеется, если соответствующие практики окажутся в российских условиях успешными).

Таким образом, на смену типа мировоззрения у россиян будет оказывать влияние и рост их образованности, и изменение профессиональной структуры российской экономики, и рост включенности россиян в использование современных информационных технологий, и многие другие факторы. Однако при этом стоит помнить, что автоматически, по мере смены поколений, без действия этих дополнительных факторов, завершение социокультурной модернизации России не произойдет – ведь даже среди молодежи до 25 лет доля модернистов составляет всего 27%, и в последние годы эта доля скорее сокращается, чем растет.

 

[1] В таблице не указаны затруднившиеся с ответом.

[2] Остальные затруднились с ответом.

[3] В таблице не указаны затруднившиеся с ответом.

<<назад

оглавление

>> дальше