ИНАБ Выпуск №2 / 2008

ИНАБ Выпуск №2 / 2008

 <<назад          

оглавление

>> дальше

1.7. Некоторые другие экономические аспекты (продолжение)

Задержки заработной платы, снижающие уровень благосостояния семей, обостряющие отношения между администрацией и трудовым коллективом, повышающие текучесть кадров, имеют, однако, и позитивные последствия. Они вынуждают людей интенсивнее включаться в рыночные процессы, проявлять настойчивость и чаще обра-щаться к активным способам социально-экономической адаптации. Не случайно в группе вовлеченных во вторичную занятость доля работников, которым на основном рабочем месте задерживалась заработная плата, была, как правило, выше, чем среди тех, кто работал только на одном месте.

Примечательно, что женщины реже сталкиваются с проблемой задержек заработной платы, что, казалось бы, вносит диссонанс в традиционную гендерную картину. Разница в долях мужчин и женщин, не полностью получающих заработную плату, по годам опроса варьирует в пределах от 1 до 7%. В октябре 2006 г. эта разница составила 2,7%. Кроме того, им задерживают меньшие суммы и на меньшие сроки. Наибольшие разрывы в суммах невыплат заработной платы наблюдались в 1994 и 1998 гг., когда средняя сумма задолженности у женщин была почти в 2 раза меньше, чем у мужчин. К концу 2002 г. этот разрыв сократился до полутора раз, но в октябре 2006 г. увеличился до 1,7 раза. Кроме того, среди женщин, не получавших заработную плату, практически по всем волнам мониторинга больше, чем среди мужчин той же категории, доля лиц, которым зарплата задерживалась на срок менее месяца, и меньше удельный вес тех, кому зарплата задерживалась на срок более 3 мес. Однако данные факты, только на первый взгляд положительные для женщин, на самом деле свидетельствуют о глубоком разрыве в заработной плате, который оказы-вается не в их пользу.

Российские власти к проблеме обеспечения своевременных выплат заработной платы на предприятиях до сих пор серьезно не относятся. И это при том, что в мире накоплен значительный опыт снижения остроты данной проблемы. Невыплаты заработной платы чиновники и руководители предприятий обычно объясняют наличием рыночных отношений или запоздалым финансированием бюджетных предприятий, снимая тем самым с себя всякую ответственность за невыплаты и развязывая руки для дальнейших злоупотреблений.

Источники трудового дохода и гендерные различия. Современный уровень развития российского общества характеризуется значительным расширением возможностей участия женщин практически во всех сферах общественной жизни, которое рассматривается в качестве одного из весомых достижений происходящих в стране перемен. Однако очень часто эти возможности остаются нереализованными, а нередко отмечается резкое усиление дискриминации женщин, проявляющейся в неравенстве в сфере труда и занятости, в непризнании значимости труда женщин в домашнем хозяйстве, в наличии многочисленных барьеров, обусловленных патриархальными традициями, предубеждениями, предрассуд-ками и стереотипами и т.д.

Женщины во многом отстранены от процесса принятия жизненно важных решений, затрагивающих их интересы, дискриминированы в доступе к ресурсам власти, вытеснены в наименее престижные и низкооплачиваемые сектора рынка труда. Они имеют гораздо меньше шансов реализовать себя в новой социальной роли собственников. Неравный доступ к финансовым и кредитным институтам, низкий уровень представительства женщин в структурах, принимающих решения, не позволили женщинам как общественной группе получить существенный выигрыш от приватизации. Нарушается принцип равной оплаты за труд равной ценности, что является следствием как профессиональной, так и отраслевой дискриминации по полу. Речь идет о проявлениях дискриминации не только в сферах деятельности, но и во взаимоотношениях на личностном и групповом уровнях. Сохранение дискриминационной практики ставит женщин в неравное положение по сравнению с мужчинами, снижает их конкурентоспособность и осложняет процесс адаптации к условиям трансформирующегося общества.

Вытеснение женщин в малопрестижные и низкооплачиваемые сферы экономики стало одним из широко распространенных проявлений дискриминации по половому признаку. Женщины реже работают в наиболее доходном частном секторе, что доказывают данные РМЭЗ о распределении мужчин и женщин трудоспособного возраста, имеющих трудовой доход, с разбивкой по источникам дохода (процент сообщивших о получении того или иного вида дохода). Эти различия по годам опроса варьируют от 3 до 7,5% (табл. 18).

В октябре 2006 г. на частных предприятиях или предприятиях смешанной формы собственности работали 35,1% мужчин и 27,7% женщин трудоспособного возраста. Заметим, что в сентябре 1992 г. их было соответственно 15,7 и 9,7%, т.е. за прошедшие годы реформ ситуация с доступом женщин в наиболее доходные сектора экономики практически не изменилась. Что касается государственного сектора, то здесь в октябре 2006 г. работали только 31,4% мужчин и 37,4% женщин. Характерно, что в самом начале реформ наблюдалась противоположная картина. Тогда, в сентябре 1992 г., на государственных предприятиях  работали 64,2% мужчин и около 60% женщин.

Данные, изложенные в таблице 18, также показывают, что в среднем заработок женщины в октябре 2006 г. составлял 73,7% от заработка мужчины. И это самое высокое значение за все время наблюдений в рамках Российского мониторинга. На протяжении большинства предыдущих лет он колебался в пределах 63—68%, а в 2000 г. опускался даже до 59,1%. Но за последний год относительное различие в заработках по полу снизилось на 6 процентных пунктов. На государственных предприятиях женщины зарабатывали в октябре 2006 г. на 28,2% меньше, чем мужчины, в то время как в частном секторе их заработки были меньше только на 23,1%.

Надо заметить, что подобные различия не являются уникальными. Во всех странах—членах Евросоюза существует заметная разница между средним заработком мужчин и женщин. Наиболее существенный разрыв отмечен в Великобритании, Дании и на Кипре, где женщины получают почти на 30% меньше, чем мужчины. Самая маленькая разница (около 20%) — в Словении, Венгрии, Польше, Литве, Бельгии, Швеции и Финляндии. Это объясняется рядом факторов: типом работы, возрастом, образованием и другими характеристиками занятости[1].

 

Таблица 18

Источники доходов от трудовой деятельности трудоспособного населения * (процент сообщивших о получении того или иного вида дохода)

 

Даты сбора данных

Сентябрь 1992 г.

Октябрь 1996 г.

Ноябрь 1998 г.

Октябрь 2000 г.

Октябрь 2002 г.

Октябрь 2004 г.

Октябрь 2006 г.

   Мужчины

 

 

 

 

 

 

 

Доход от работы на государственных предприятиях

64,2

30,7

31,6

35,0

34,6

30,9

31,4

Средний размер получаемого дохода **

5053

4508

3012

3868

5280

5375

6424

Доход от работы на частных или на предприятиях смешанной формы собственности

15,7

21,6

20,9

25,7

28,1

32,9

35,1

Средний размер получаемого дохода **

4748

6132

3751

4401

6280

7283

8257

Доход о работы в неформальном секторе

2,4

10,9

10,0

11,9

12,6

12,4

10,6

Средний размер получаемого дохода **

7482

2520

1692

2401

2955

3849

3695

Доход от трудовой деятельности

80,3

58,3

58,3

67,5

71,3

72,7

73,7

Средний размер получаемого дохода **

5190

5118

3263

4100

5556

6231

7201

   Женщины

 

 

 

 

 

 

 

Доход от работы на государственных предприятиях

60,0

31,8

34,4

39,0

37,1

37,6

37,4

Средний размер получаемого дохода **

3401

2903

1952

2088

2995

3297

4571

Доход от работы на частных или на предприятиях смешанной формы собственности

9,7

18,8

17,5

18,5

23,7

26,0

27,7

Средний размер получаемого дохода **

3369

4050

2799

3139

4251

4836

6353

Доход от работы в неформальном секторе

1,8

6,0

5,9

6,8

6,3

6,6

6,8

Средний размер получаемого дохода **

4511

2012

925

1497

1888

2438

2785

Доход от трудовой деятельности

70,0

54,0

55,4

61,8

64,2

67,7

68,9

Средний размер получаемого дохода **

3507

3351

2198

2424

3484

3921

5306

   * Мужчины в возрасте 18—60 лет, женщины в возрасте 18—55 лет.

** Средний размер получаемого дохода рассчитывается по доходу тех, кто имел доход

      (в рублях декабря 2003 г.).

 

За 1998—2006 гг. средние заработки мужчин увеличились приблизительно в 2,2 раза (с 3263 до 7201 руб.), причем в одинаковой степени и в государственном секторе (с 3012 до 6424 руб.), и в частном (с 3751 до 8257 руб.). Заработки женщин за этот же период выросли в 2,4 раза (с 2198 до 5306 руб.). И также практически одинаково как в государственном секторе (с 1952 до 4571 руб.), так и в частном секторе (с 2799 до 6353 руб.). Характерно, что за последний год (с октября 2005 г. по октябрь 2006 г.) заработки на государственных предприятиях выросли примерно на 21% у женщин и на 9% у мужчин. Средняя сумма заработной платы, получаемой на частных предприятиях, увеличилась за это время приблизительно на 13% у женщин и на 6% у мужчин. Заработки мужчин на частных предприятиях и на предприятиях смешанной формы собственности на 28,5% выше, чем на государственных, тогда как заработки женщин — на 39%.

Среди мужчин примерно вдвое больше, чем среди женщин, лиц, получающих доход от работы в неформальном секторе. И это соотношение стабильно сохраняется на протяжении всех лет мониторинга. Начиная с конца 1996 г. доля мужчин, занятых в неформальном секторе, колебалась в пределах 10—12,5%, тогда как удельный вес женщин составлял около 6—7%. При этом средний размер получаемого дохода от работы в неформальном секторе вырос за 1998—2006 гг. у мужчин в 2,2 раза (с 1692 до 3695 руб.), а у женщин — в 3 раза (с 925 до 2785 руб.). Только за последний год это увеличение составило для мужчин около 18%, для женщин — примерно 16%.

С начала проведения опросов и до конца 1998 г. наблюдалось постоянное снижение удельного веса трудоспособного населения, заявляющего о получении трудового дохода: среди мужчин — с 80,3 до 58,3% и среди женщин — с 70 до 55,4%. Но после преодоления этого рубежа данные изменения приобрели положительную динамику. К концу 2006 г. Удель-ный вес мужчин, указавших на получение дохода от трудовой деятельности, увеличиваясь ежегодно, вырос до 73,7%, тогда как среди женщин — до 78,9%.

При рассмотрении изложенных данных следует учитывать, что с начала 90-х годов идет естественная убыль населения, представляющая собой комплексный вызов, который помимо сокращения численности включает и вопрос качества населения — ухудшение физического и психического здоровья нации, а также бегства умов. Эта проблема отягощается состоянием системы образования. По оценкам специалистов, уже в самое ближайшее время произойдет абсолютное и достаточно резкое сокращение трудовых ресурсов — снижение численности молодых людей трудоспособного возраста. Население не только сокращается, но и стареет. Соответственно не только уменьшается число граждан трудоспособного возраста, но и растет количество пенсионеров.

 

[1] Бизнес. 2005. 6 июня.

 <<назад          

оглавление

>> дальше