Журнал: Управление наукой: теория и практикаИванов И. С., Чурина Е. Н.Актуальные проблемы ведения междисциплинарных научных семинаров

Журнал: Управление наукой: теория и практика

Иванов И. С., Чурина Е. Н.

Актуальные проблемы ведения междисциплинарных научных семинаров

DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.2.8
Иванов Игорь Сергеевич
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; Центр Н. С. Говорова «Адаптация и развитие человека и общества»; Фонд поддержки образования, науки и культуры «Университеты Петербурга», Санкт-Петербург, Россия
Аспирант, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; Председатель Центра Н. С. Говорова «Адаптация и развитие человека и общества»; директор, Фонд поддержки образования, науки и культуры «Университеты Петербурга», Санкт-Петербург, Россия
Чурина Елена Николаевна
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия
Аспирант, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; эксперт Научно-экспертного совета рабочей группы Совета Федераций Федерального Собрания РФ

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Иванов И. С., Чурина Е. Н. Актуальные проблемы ведения междисциплинарных научных семинаров // Управление наукой: теория и практика. 2023. Том. 5. № 2. С. 114-128.
DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.2.8. EDN: BUGPCX

Рубрика:

Научное сообщество

Аннотация:

Проведение междисциплинарных научных семинаров в условиях непрерывного процесса дифференциации и интеграции наук, возрастающего объёма научной информации требует новых подходов в их организации. Традиционные методы проведения научных семинаров ограничивают совокупный интеллектуальный потенциал участников и оставляют незавершённой дискуссию в обсуждении заявленных тем. Структура научных семинаров, построенная на основе доминирования позиции докладчика над слушателями, исходно предопределяет их неравноправный статус как субъектов дискуссии. При возрастании числа участников семинара управление экспертно-социальной дискуссией сводится к форме и регламенту, что приводит к коммуникативным барьерам, фактически наделяя большинство слушателей статусом «бессубъектности». Авторы статьи предлагают искать иные подходы к управлению междисциплинарными научными семинарами, исходя из применения полилоговой процедуры и профессиональной идентификации каждого участника как равноправного субъекта общения. Управление ходом экспертно-социальной дискуссии в формате семинара при идентификации и профессиональной самоидентификации участников возможно с применением полилоговых технологий «много-субъектного» взаимодействия, в том числе и с использованием инструментов цифровизации процесса. В «новой ненормальной реальности» кризис современной российской науки актуализирует разработку нового методологического инструментария и информационно-коммуникативных подходов для организации экспертно-социальной дискуссии в формате междисциплинарного научного семинара.

Литература:

  • 1. Семёнов Е. В. О задаче возвращения профессионалов в систему управления наукой // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2, № 2. С. 93–116. DOI 10.19181/smtp.2020.2.2.4. EDN EEOGQP.
  • 2. Успенский В. А. Труды по нематематике. С приложением семиотических посланий А. Н. Колмоговорова к автору и его друзьям. В 2 т. Т. 1. М. : ОГИ, 2002. 582 с.
  • 3. Шрёдингер Э. Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки. М. – Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2002. 92 с.
  • 4. Емельянова Ю. П. Междисциплинарные семинары – плодотворная форма научного сотрудничества / Ю. П. Емельянова, Н. А. Пакшина // Приволжский научный вестник. 2013. № 12 (28), ч. 2. С. 113–116. EDN RTDEOR.
  • 5. Шафранов-Куцев Г. Ф. Новые ориентиры модернизации профессионального образования в условиях информационного взрыва // Образование и наука. 2012. № 4. С. 25–38. EDN OXHBFT.
  • 6. Зачем нужны научные семинары // Академическая среда. Окна роста. 2017. № 4 (49). НИУ «Высшая школа экономики» : [сайт]. URL: https://www.hse.ru/data/2017/05/04/1171442949/Academ_area_49.pdf (дата обращения: 01.10.2022).
  • 7. Харламова И. Ю. Организация научно-методических семинаров в вузе // Базис. 2022. № 1 (11). С. 39–41. EDN YJPILW.
  • 8. Семме Т. О трансдисциплинарном подходе в актуальных исследованиях // Санкт-Петербургский университет : [сайт]. 30.05.2013. № 8 (3866). URL: http://journal.spbu.ru/?p=10452 (дата обращения: 05.10.2022).
  • 9. Шупер В. А. Севший голос науки. Взгляд из Отечества // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2, № 1. С. 40–53. DOI 10.19181/smtp.2020.2.1.2. EDN GGYOVW.
  • 10. Абалкина А. А. Как избежать журналов-клонов? Рекомендации для журналов и авторов // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 3. С. 183–192. DOI 10.19181/smtp.2021.3.3.9. EDN QTCCME.
  • 11. Стерлигов И. А. Российский конференционный взрыв: масштабы, причины, дальнейшие действия // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 2. С. 222–251. DOI: 10.19181/smtp.2021.3.2.10. EDN GLTVFT
  • 12. Говоров Н. С. Научно-общественный полилог // Тетрасоциология: от социологического воображения через диалог к универсальным ценностям и гармонии : сб. ст. Л. М. Семашко [и др.] ; под ред. В. В. Кавторин. СПб: СПБГПУ, 2003. С. 110–115.
  • 13. Науки о человеке: история дисциплин : коллект. моногр. / сост. и отв. ред. А. Н. Дмитриев, И. М. Савельева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 651 с.
  • 14. Лепский В. Е. Эволюция представлений об управлении (методологический и философский анализ). М. : Когито-Центр, 2015. 107 с. EDN UQRIZN.
  • 15. Пригожин А. И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с.
  • 16. Покровская Н. Н. Рациональность экономического поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 9, № 46. С. 128–137. EDN KZRGXX.
  • 17. Пригожин А. И. Качество целей // Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 114–125. EDN LKQCZF.
  • 18. Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы. М. : Канон+, 2009. 472 c.
  • 19. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.
  • 20. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3–4. С. 158–181. EDN TSKDIW.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 5. № 2.
>> Архив журнала