Журнал: Социологический журналДежина И. Г.Научная политика в России в 2018–2022 гг.: противоречивые сигналы

Журнал: Социологический журнал

Дежина И. Г.

Научная политика в России в 2018–2022 гг.: противоречивые сигналы

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.2.10
Дежина Ирина Геннадиевна
Институт экономической политики им. Е.Т.Гайдара, Москва, Россия
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Дежина И. Г. Научная политика в России в 2018–2022 гг.: противоречивые сигналы // Социологический журнал. 2023. Том. 29. № 2. С. 132-149.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.2.10. EDN: FDBFDA

Рубрика:

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

Аннотация:

Статья посвящена анализу российской научной политики, проводившейся с 2018 г., когда были утверждены новые цели развития науки, транслированные в бюджетный процесс и национальные проекты. Меры научной политики рассматриваются в проекции трех акторов. Первый — это государство, устанавливающее цели развития, формирующее систему управления и координации и выделяющее основные средства на науку. Второй актор — это Российская академия наук, выполняющая экспертную функцию. В качестве третьего актора выделена вузовская наука, ставшая в последние годы главным бенефициаром мер государственной поддержки. Цель статьи состоит в выявлении ключевых направлений научной политики страны с точки зрения степени готовности сферы науки к радикально изменившимся геополитическим условиям, которые сложились в 2022 г. Показано, что система управления наукой эволюционировала в сторону роста централизации и усиления вертикали власти, включая принципы распределения финансирования. Это дает возможность концентрировать ресурсы на решении ключевых задач. Вместе с тем задач, которые бы требовали такой централизации, поставлено не было. Основные цели научной политики ориентировали на диверсификацию и встраивание российской науки в международную (через улучшение позиций в международных рейтингах, наращивание публикаций в изданиях, индексируемых в зарубежных базах данных, поощрение циркуляции кадров). Результатом разнонаправленности политики стало то, что сфера науки оказалась не подготовленной к условиям жестких санкций. Удалось принять только меры немедленного реагирования и с существенным опозданием начать формирование повестки, нацеленной на создание условий для развития, изолированного от ведущих научных держав.

Литература:

  • 1. Аблажей Н.Н., Водичев Е.Г., Красильников С.А. Университет и Академия наук: pas de deux в ритмах эпохи // Социология науки и технологий. 2021. № 12 (1). С. 113–135. DOI: 10.24411/2079-0910-2021-11008 EDN: RFGFNL
  • 2. Балацкий Е.В. Ущерб России от международных санкций: переосмысливая факты // Мир новой экономики. 2018. № 3. С. 36–45. DOI: 10.26794/2220–6469–2018–12–3-36–45 EDN: OZTGTQ
  • 3. Васильева И.Н., Крисько М.О., Корнеева Н.Д., Розова О.И. Востребованность инструментов и механизмов, созданных в ходе реализации плана мероприятий Стратегии научно-технологического развития РФ, и влияние предлагаемых мероприятий на социально-экономическое развитие Российской Федерации // Социология науки и технологий. 2022. № 13 (3). С. 118–142. DOI: 10.24412/2079-0910-2022-3-118-142 EDN: IOOLUN
  • 4. Власова В., Гершман М. Делаем науку в России: настроения и ожидания // Наука. Технологии. Инновации. Экспресс-информация. 14.12.2022. [электронный ресурс]. Дата обращения 12.04.2023. URL: https://issek.hse.ru/news/802297927.html
  • 5. Вольчик В.В. Институциональные ловушки в сфере образования и науки в условиях оптимизации // Журнал экономической теории. 2019. № 16 (4). С. 783–795. DOI: 10.31063/2073-6517/2019.16-4.14 EDN: CVBVAS
  • 6. Гусев А.Б., Юревич М.А. Научная политика России – 2022: профессия не дороже Родины. М.: ООО «Буки Веди», 2022. — 64 с.
  • 7. Дежина И.Г. «Выбор победителей» в современной научной политике России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 3. C. 53–74. EDN: AUVVFA
  • 8. Дежина И.Г., Сорокин А.Н. Проект 5-100 в восприятии сотрудников университетов // Мир России. 2022. № 31 (1). С. 74–90. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-74-90 EDN: EBJUEA
  • 9. Душина С.А., Камнева А.В., Куприянов В.А., Шиповалова Л.В. Научное лидерство в контексте академического капитализма (российская перспектива) // Социология науки и технологий. 2019. № 10 (4). С. 50–76. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-14004 EDN: GSYSRM
  • 10. Конашев М.Б., Федорова А.А. Академическая наука в контексте последней реформы РАН // Социология науки и технологий. 2021. № 12 (1). С. 136–155. DOI: 10.24411/2079-0910-2021-11009 EDN: MUDQCD
  • 11. Концепция международного научного сотрудничества Российской Федерации. Одобрена решением Правительства РФ от 8 февраля 2019 г. № ТГ-П8-952 [электронный ресурс]. Дата обращения 28.03.2023. URL: https://france.mid.ru/upload/iblock/7f8/7f8aadb5de45b3a58103046d70eabef2.pdf
  • 12. Курбатова М.В., Левин С.Н., Саблин К.С. «Утроенный провал» институционального проектирования в реформировании высшего образования России // Журнал институциональных исследований. 2020. Т. 12. № 4. С. 94–111. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.4.094-111 EDN: ZLELEZ
  • 13. Рудаков В.Н., Рощина Я.М., Битокова Л.А. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. (Мониторинг экономики образования; № 1 (133). М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. — 84 с.
  • 14. Семёнов Е.В. Государственная научно-технологическая политика в современной России: замысел и реализации // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1. № 1. С. 51–71. DOI: 10.19181/smtp.2019.1.1.1 EDN: GETAMM
  • 15. Тамбовцев В. Л. Действенность мер российской научной политики: что говорит мировой опыт // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 1. С. 15–39. DOI: 10.19181/smtp.2020.2.1.1 EDN: TRTGPL
  • 16. Трофимова И.Н. Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности // Социология науки и технологий. 2022. № 13 (1). С. 116–129. DOI: 10.24412/2079-0910-2022-1-116-129 EDN: DUMFAP
  • 17. Трубникова Е.И. Академическая мобильность или networking по-русски? // Вопросы экономики. 2021. № 3. С. 139–151. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-3-139-151 EDN: TUTDYU
  • 18. Трубникова Е.И. Обмен дарами в академической среде: хищнические практики, ложные сигналы и конфликт интересов в программах превосходства // Мир России. 2022. № 31 (1). С. 25–48. DOI: 10.17323/1811038X-2022-31-1-25-48 EDN: XIUQEI
  • 19. Фадеева И.М., Алексуткина В.С. Как российские исследователи оценивают гранты — инструмент развития науки? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. T. 26. № 4. С. 56–70. DOI: 10.15826/umpa.2022.04.030 EDN: ANRIVI
  • 20. Agasisti T., Shibanova E., Platonova D., Lisyutkin M. The Russian Excellence Initiative for higher education: a nonparametric evaluation of short-term results // International Transactions in Operational Research. 2020. Vol. 27. No. 4. P. 1911–1929. DOI: 10.1111/itor.12742 EDN: SEFFLZ
  • 21. Brainard J. Few journals heed calls to boycott Russian papers // Science. March 10, 2022. DOI: 10.1126/science.adb1981
  • 22. Dezhina I. The Publication Race in Russian Universities as an Impediment to Academic Freedom // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. November 20, 2021. URL: muse.jhu.edu/article/839074
  • 23. Gaind N., Abbott A., Witze A., Gibney E., Tollefson J., Irwin A., Van Noorden R. Seven ways the war in Ukraine is changing global science // Nature. 2022. No. 607. P. 440–443. DOI: 10.1038/d41586-022-01960-0
  • 24. Guskov A. E. Boosting research productivity in top Russian universities: The circumstances of breakthrough // Scientometrics. 2018. No. 117. P. 1053–1080. DOI: 10.1007/s11192-018-2890-8 EDN: YBGLSH
  • 25. Johnson J., Adams J., Grant J., Murphy D. Stumbling bear, soaring dragon. Russia, China and the geopolitics of global science. Harvard Kennedy School for Business and Government, Clarivate, The Policy Institute, King’s College London. July, 2022. — 24 р. [электронный ресурс]. Дата обращения 25.06.2023. URL: https://www.kcl.ac.uk/policy-institute/assets/Stumbling-bear-soaring-dragon.pdf
  • 26. Lovakov F., Panova F., Sterligov I., Yudkevich M. Does government support of a few leading universities have a broader impact on the higher education system? Evaluation of the Russian University Excellence Initiative // Research Evaluation. July 2021. Vol. 30. Iss. 3. P. 240–255. DOI: 10.1093/reseval/rvab006 EDN: YMGVJG

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 29. № 2.
>> Архив журнала