Журнал: НародонаселениеРезник С. Д., Черниковская М. В., Сазыкина О. А.Гендерные особенности формирования финансовой грамотности студентов университетов России

Журнал: Народонаселение

Резник С. Д., Черниковская М. В., Сазыкина О. А.

Гендерные особенности формирования финансовой грамотности студентов университетов России

DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.15
Резник Семён Давыдович
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия
д.э.н, проф., заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой
Черниковская Марина Витальевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия
к.э.н, доцент
Сазыкина Ольга Анатольевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия
к.э.н, доцент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Резник С. Д., Черниковская М. В., Сазыкина О. А. Гендерные особенности формирования финансовой грамотности студентов университетов России // Народонаселение. 2023. Том. 26. № 2. С. 176-188.
DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.15. EDN: VQXIZU

Рубрика:

ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Выражение признательности

Статья подготовлена в рамках гранта РНФ «Стратегия формирования финансовой грамотности российского студенчества как ключевое условие обеспечения их экономической самостоятельности» (№ 22–28–20445). — URL: https://rscf.ru/project/22–28–20445/.

Аннотация:

В статье определены ключевые факторы, формирующие финансовую грамотность студентов российских университетов: постановка студентами жизненных целей, приоритеты жизнедеятельности студенческой молодёжи; планирование и реализация студентами личного бюджета; культура финансового поведения студентов и другие. Обосновано, что студенческая молодёжь российских университетов в большинстве имеет значительные резервы для повышения своей финансовой грамотности. Представлены гендерные различия, свойственные студентам — юношам и девушкам — в процессе формирования их финансовой грамотности. В частности, девушки в силу более ответственного подхода к обучению готовы тратить дополнительное время на своё развитие в финансовой сфере, посещая факультативные и элективные занятия. Девушки-студентки более заинтересованы в изучении технологий планирования личного бюджета и уверены в важности формирования своих жизненных целей уже на этапе обучения в вузе, в то время как больше половины опрошенных юношей-студентов не думали о формировании своих жизненных целей. Девушки более ориентированы на строгое ведение учёта доходов и расходов, среди юношей-студентов практика учёта доходов и расходов распространена реже. Девушки почти в полтора раза чаще, чем юноши, стараются сначала что-то отложить на крупные покупки, а оставшиеся деньги тратят на текущие нужды. В целом, 47% студентов не сберегают денежные средства, среди них юношей оказалось в 4 раза больше, чем девушек. Выявленные гендерные особенности важно учитывать при организации учебного процесса в вузах в рамках преподавания дисциплин, направленных на формирование универсальной компетенции студентов — «экономическая культура, в том числе финансовая грамотность».

Литература:

  • 1. Финансовое поведение населения (мониторинговое исследование): монография / под ред. А. В. Ярашевой. — Москва : ФНИСЦ РАН, 2021. — 113 с. DOI: 10.19181/monogr.978–5–89697–359–1.2021; EDN: HTIZWM
  • 2. Ярашева, А. В. Гендерные различия финансового поведения населения / А. В. Ярашева, Н. В. Аликперова // Народонаселение. — 2020. — Т. 23. — № 2. — С. 51–60. DOI: 10.19181/population.2020.23.2.5; EDN: LPFFLB
  • 3. Карпунин, М. А. «Cвои деньги» — проект по повышению финансовой грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и кредит. — 2008. — № 2. — С. 18–19. EDN: KNUBTL
  • 4. Дулина, Н. В. Финансовая грамотность населения: гендерный аспект (на материалах социологического исследования «Волгоградский омнибус») / Н. В. Дулина, Д. В. Моисеева, И. А. Небыков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2017. — Т. 16. — № 1. — С. 86–99. DOI: 10.15688/jvolsu7.2017.1.10; EDN: ZCCRDP
  • 5. Моисеева, Д. В. Финансовое поведение различных возрастных групп (по материалам социологического исследования) / Д. В. Моисеева, Н. В. Дулина, К. О. Сомхишвили, С. Н. Оводова // Primo Aspectu. — 2019. — № 1(37). — С. 15–22. EDN: VXJCRC
  • 6. Дулина, Н. В. Проект по повышению финансовой грамотности населения: информированность и вовлечённость студентов (по материалам пилотажного социологического исследования) / Н. В. Дулина, Д. В. Моисеева, С. Н. Оводова, А. А. Попкова // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. — 2019. — Т. 5(71). — № 4. — С. 18–32. EDN: TNUHLP
  • 7. Малкина, М. Ю. Взаимосвязь финансовой грамотности в сфере цифровых технологий и личностных характеристик российских студентов: гендерный аспект / М. Ю. Малкина, Д. Ю. Рогачёв // Женщина в российском обществе. — 2018. — № 3(88). — С. 104–115. DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.10; EDN: YABJDV
  • 8. Резник, С. Д. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость: монография, 2-е изд. перераб. и доп. / С. Д. Резник, М. В. Черниковская; под ред. С. Д. Резника.— Москва : ИНФРА-М, 2019. — 324 с. DOI: 10.12737/monography_5c0a17c3a354f0.90572513; EDN: YSPKOT
  • 9. Резник, С. Д. Финансовый портфель семьи / С. Д. Резник, В. А. Бобров // Народонаселение. — 2002. — № 4. — C. 86–96.
  • 10. Рогачёв, Д. Ю. Особенности финансового поведения студенческой молодёжи / Д. Ю. Рогачёв // Народонаселение. — 2021. — Т. 24. — № 2. — С. 41–52. DOI: 10.19181/population.2021.24.2.4; EDN: LLUSAJ
  • 11. Желнина, Е. В. Социальный портрет современного работающего студента: социологический анализ / Е. В. Желнина, М. А. Папчихина // Научный вектор Балкан. — 2019. — Т. 3. — № 3(5). — С. 59–66. DOI: 10.34671/SCH.SVB.2019.0303.0015; EDN: TUXMMD

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 26. № 2.
>> Архив журнала