Журнал: Гуманитарий Юга РоссииПантелеев В. Г.Страновые предпочтения жителей Таганрога в условиях СВО: этнокультурные ориентации

Журнал: Гуманитарий Юга России

Пантелеев В. Г.

Страновые предпочтения жителей Таганрога в условиях СВО: этнокультурные ориентации

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.9
Пантелеев Вадим Геннадьевич
Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН, Ростов-на-Дону, Россия
Ученый секретарь 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Пантелеев В. Г. Страновые предпочтения жителей Таганрога в условиях СВО: этнокультурные ориентации // Гуманитарий Юга России. 2024. Том. 13. № 2. С. 97-108.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.9. EDN: ICLXTM

Рубрика:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация:

Цель исследования – выявить наличие или отсутствие приоритета по этнокультурному и/или этнолингвистическому принципу в выборе жителями г. Таганрога групп стран для посещения при соблюдении идеальных условий. Методологическую базу исследования составляет инструментарий Бориса Грушина, который применялся в г. Таганроге в 1968 году. Респондентам предлагалось назвать несколько стран (до пяти), которые они хотели бы посетить при наличии идеальной ситуации (бесплатно). Таким образом, снимались ценностные ориентации в плане конкретных стран, желаемых для посещения. Этот инструментарий был использован коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН при опросе в 2023 году в городе Таганроге. Выявленные страны были сгруппированы по этнокультурному и/или этнолингвистическому принципу. По отношению к выявленным группам стран был применена операция ранжирования, анализ мотивационного компонента выбора групп стран, оценок их (групп стран) политики по отношению к России. Результаты исследования. 1) при очевидных лидерах по частоте выбора среди групп стран, отсутствует большой перекос в сторону той или иной группы; в то же время наиболее часто выбираемые группы очень разнятся между собой в этнокультурном и/или этнолингвистическом моменте; 2) геополитическая конъюнктура не оказывает существенного влияния на идеальные ориентации в выборе групп стран для посещения; 3) главными мотивами выбора респондентами групп стран являются познавательный и досуговый; 4) этнокультурный и/или этнолингвистический момент проявляется в сопряжении с познавательным мотивом, а именно, чем экзотичнее культура той или иной группы, тем выше уровень познавательной мотивации выбора. Перспективы исследования. Результаты исследования могут быть применены в исследовательских проектах в рамках социологии международных отношений и социологии туризма.

Литература:

  • 1. Буторов С. А. Политизация международного туризма в условиях кризиса отношений с Западом / С. А. Буторов, А. С. Буторов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 1(111). – С. 122–29. – DOI 10.24412/1997-0803-2023-1111-122-129.
  • 2. Воробьева Н. И. География международного выездного туризма граждан РФ в условиях новой геополитической реальности в 2022 г. / Н. И. Воробьева // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности: Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, Москва, 25 мая 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2023. – С. 157–161.
  • 3. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (часть 2-я) / Б. А. Грушин. – Москва: Прогресс-Традиция, 2006. – 909 с.
  • 4. Керими К. М. Россия в контексте международного туризма: реалии, ограничения, возможности / К. М. Керими, О. В. Лысикова // Сервис plus. – 2023. – Т. 17, № 2. – С. 36–47. – DOI 10.5281/zenodo.8232406.
  • 5. Лимпинская А. А. Современная география организованного выездного туризма из Пермского края / А. А. Лимпинская // Географическая среда и живые системы. – 2023а. – № 4. – С. 133–150. – DOI 10.18384/2712-7621-2023-4-133-150.
  • 6. Лимпинская А. А. Тенденции и география организованного выездного международного туризма из Пермского края в условиях современных вызовов / А. А. Лимпинская // Географический вестник. – 2023b. – № 2(65). – С. 122–135.
  • 7. Михина И. С. Тенденции развития выездного туризма в Приморском крае / И. С. Михина, А. А. Светлакова // Креативная экономика. – 2023. – Т. 17, № 11. – С. 4321–4336. – DOI 10.18334/ce.17.11.119485.
  • 8. Невзорова А. М. Перспективы развития выездного туризма в России / А. М. Невзорова // Интернаука. – 2023. – № 30-2(300). – С. 4–6. – DOI 10.32743/26870142.2023.30.300.362376.
  • 9. Пашкевич Л. А. Современное состояние международного туризма в России в контексте геополитической и экономической конъюнктуры / Л. А. Пашкевич, Н. А. Батурина, М. В. Власова, И. М. Тихойкина // Экономические и гуманитарные науки. – 2023. – № 3(374). – С. 83–99. – DOI 10.33979/2073-7424-2023-374-3-83-99.
  • 10. Пьянкова С. Г. Индустрия туризма в условиях «новой нормальности»: вызовы и перспективы / С. Г. Пьянкова, И. В. Митрофанова, О. Т. Ергунова // Экономика. Информатика. – 2023. – Т. 50, № 2. – С. 300–312. – DOI 10.52575/2687-0932-2023-50-2-300-312.
  • 11. Чжан Л. Исследование туристических привычек российских туристов / Л. Чжан // Рефлексия. – 2023. – № 5. – С. 118–120.
  • 12. Шмарион Ю. В. Туристические стратегии населения современного города Черноземья / Ю. В. Шмарион, Д. В. Полковая // KANT: Social Sciences & Humanities. – 2024. – № 1(17). – С. 159–164. – DOI 10.24923/2305-8757.2024-17.19.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 13. № 2.
>> Архив журнала