Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологический журнал

Окольская Л. А., Колмогорцева М. В.
Жизненные проекты и правила для девушек в российских глянцевых журналах


Окольская Лидия Александровна
Институт социологии РАН
к. социол. н., с.н.с. сектора исследований личности
Колмогорцева Мария Владимировна
Институт социологии РАН
аспирант

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Окольская Л. А., Колмогорцева М. В. Жизненные проекты и правила для девушек в российских глянцевых журналах // Социологический журнал. 2010. Том. 0. № 2. С. С. 68-91.

Рубрика:

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

В статье представлены результаты анализа российских подростковых глянцевых журналов. Массовые издания осуществляют вторичную социализацию девушек-подростков, вступающих во взрослую жизнь. Они предлагают читательницам жизненные проекты — привлекательные цели, которых нужно достичь, чтобы считать себя успешными, и нормативно приемлемые средства достижения этих целей. Три основных проекта, обнаруженные в журналах — это «красота» (построение фемининной идентичности), «карьера» (примерка воображаемых трудовых ролей, обычно связанных с праздником и лицедейством) и «любовь» (пробы выстраивания отношений с противоположным полом). В этих проектах заложены ценности индивидуального успеха и гедонизма. Предлагаемые культурные образцы отражают неопределенность в отношении к будущему, характерную для возрастной группы читателей. Эмпирической базой исследования служат популярные журналы «Oops!», «Yes!» и «Yes! Звезды».

Литература:

  1. Вовк Е. Гендерная асимметрия и женские роли в современной России // Социальная реальность. 2006. № 3. С. 61–73.
  2. Дубин Б.В. Успех по-русски // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1998. № 5 (37). С. 18–21.
  3. Захаров С. В. Когда девушка становится взрослой? // Демоскоп Weekly. 2009. № 385–386 [online]. Дата обращения: 12.06.2010. URL: .
  4. Йоргенсен М.В., Филипс Л.Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. 2-е изд., испр. Харьков: Гуманитарный центр, 2008.
  5. Магун В.С. Что думают об успехе читатели журнала «Ридерз Дайджест» (отчет по итогам социологического исследования) // Ридерз Дайджест. 1997. № 4. С. 17–24.
  6. Магун В.С. Российские трудовые ценности: идеология и массовое соз-нание // Мир России. 1998. № 4. С. 113–144.
  7. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Пер. Е.А. Самарской. Под ред. М. Н. Грецкого // Социология преступности. Современные буржуазные теории. М.: Прогресс, 1966. C. 299–313.
  8. Омельченко Е.Л. От пола к гендеру? Опыт анализа секс-дискурсов молодежных российских журналов // Женщина не существует: Современные исследования полового различия: Сборник статей / Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1999. С. 77–116.
  9. Паутова Л.А. Старшеклассник-2009: портрет на фоне кризиса / Отчет об опросе населения. М.: Фонд «Общественное мнение», 2009 [online]. Дата:обращения: 12.06.2010. URL: .
  10. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985–1995 годы / Под ред. В.С. Магуна. М.: Институт социологии РАН, 1998.
  11. Согомонов А.Ю. Генеалогия Успеха-и-Неудач. М.: ООО «Солтэкс» при участии ООО «Невский простор», 2005.
  12. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г.С. Батыгин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
  13. Althusser L. Essays on ideology. London: Verso, 1984.
  14. Dohnt H.K., Tiggemann M. Body image concerns in young girls: The role of peers and media prior to adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2006. Vol. 35. No. 2. P. 141–151.
  15. Farvid P., Braun V. «Most of us guys are raring to go anytime, anyplace, anywhere»: Male and female sexuality in Cleo and Cosmo // Sex Roles. 2006. No. 55. P. 295–310.
  16. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. No. 7 (2). P. 117–140.
  17. Kaplan E.B., Cole L. «I want to read stuff on boys»: White, Latina, and black girls reading Seventeen magazine and encountering adolescence // Adolescence. 2003. Vol. 38. No. 149. P. 141–159.
  18. Klapper J. The effects of mass communication. New York: Free Press, 1960.
  19. Miller M.K., Summers A. Gender differences in video game characters’ roles, appearances, and attire as portrayed in video game magazines // Sex roles. 2007. Vol. 57. P. 733–742.
  20. Willemsen T.M. Widening the gender gap: Teenage magazines for girls and boys // Sex Roles. 1998. Vol. 38. No. 9/10. P. 851–861.
  21. Prusank D.T. Masculinities in teen magazines: The good, the bad, and the ugly // Journal of Men's Studies. 2007. Vol. 15. Iss. 2. P. 160–178.
  22. Sengupta R. Reading representations of black, East Asian, and white women in magazines for adolescent girls // Sex roles. 2006. No. 54. P. 799–808.
  23. Thomsen S.R., Weber M.M., Brown L.B. The relationship between reading beauty and fashion magazines and the use of pathogenic dieting methods among adolescent females // Adolescence. 2002. Vol. 37. No. 145. P. 1–18.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2010. Том. 0. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: