Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Кожанов А. А.
Методология теоретических исследовательских программ: сравнительные преимущества для анализа динамики научного знания


Кожанов Андрей Александрович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии РАН
старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов департамента социологии НИУ ВШЭ; научный сотрудник Института социологии РАН

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Кожанов А. А. Методология теоретических исследовательских программ: сравнительные преимущества для анализа динамики научного знания // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2015. Том. 0. № 40. С. 114-143.

Рубрика:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Аннотация:

В статье обсуждается вопрос выбора, сравнения и оценки релевантной методологии анализа динамики научного знания. В постпозитивистском метатеоретизировании в социологической теории внимание уделялось противопоставлению подходов Куна, Лакатоса и ряда социологических проектов (Маллинз, Блур, Фуко). Методология «теоретических исследовательских программ» Бергера, Зелдича и Вагнера обладает множеством преимуществ и дополнительных возможностей, инструментальная демонстрация которых осуществляется в статье на примерах из истории социологии науки. Вопросы оценки научных (социологических) теорий, их кластеризации, выделения социальных и рациональных причин их развития и доказательства прогресса теории находят свои ответы при изучении методологии «теоретических исследовательских программ».

Ключевые слова:

теоретическая исследовательская программа; социология науки; парадигма; Дж. Бергер; М. Зелдич; Д. Вагнер; метатеория

Литература:

  • Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический проект; Трикста, 2008.
  • Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.
  • Кун Т. После Структуры научных революций. М.: АСТ; Харвест, 2014.
  • Маллинз Н. Модель развития теоретических групп в социологии // Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980. С. 257–282.
  • Гриффит Б.Ч., Маллинз Н.Ч. Социальные группировки в развитии науки // Коммуникация в современной науке. М.: Прогресс, 1976.
  • Блур Д. Сильная программа в социологии знания // Логос. 2002. 5/6(35). С. 162–185.
  • Mullins N. The Development of a Scientific Specialty: The Phage Group and the Origins of Molecular Biology // Minerva. 1972. Vol. 10(1). P. 51–82.
  • Уитли Р. Когнитивная и социальная институционализация научных специальностей и областей исследования // Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980. С. 218–256.
  • Кожанов А.А. Социологические аспекты становления института экспертной оценки научного знания // Новое и старое в теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М.: ИС РАН, 2006. Кн. 4. С. 137–159.
  • Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о качественной социологии // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28–42.
  • Webster M. Berger, Joseph // Encyclopedia of Social Theory / Ed. G. Ritzer. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2005. Vol. 1. P. 53–54.
  • Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ; Хранитель, 2006.
  • Wagner, D.G. The Growth of Sociological Theories. Beverly Hills, CA: Sage, 1984.
  • Wagner, D.G. Theoretical Research Programs // Blackwell Encyclopedia of Sociology / Ed. G. Ritzer. Cambridge, MA: Blackwell. 2006. Vol. X. P. 4976–4979.
  • Barnes B. Interests and the Growth of Knowledge. L.; Boston: Routledge, 1977.
  • Кожанов А.А. Взаимное превращение обыденного и научного в истории создания новой социологии науки в 1970–80-х гг.: модель совмещения социального и рационального объяснений // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. М.: Прогресс-Традиция, 2015. С. 310–324.
  • Kuokkanen M., Savolaienen, J. The Growth of Sociological Theories // Quality & Quantity. 1994. Vol. 28. P. 345–370.
  • Collins H. Tacit and Explicit Knowledge. Chicago: University of Chicago Press, 2010.
  • Кожанов А.А. Обращение с аргументом «неявного знания» внутри «когнитивной» социологии науки // Давыдовские чтения. Исторические горизонты теоретической социологии: сб. науч. докл. симпозиума, 13-14 октября 2011 г. / Под ред. И. Ф. Девятко, Н.К. Орловой. М. : Ин-т социологии РАН, 2011. С. 56–68.
  • Theoretical Research Programs: Studies in the Growth of Theory / Ed. J. Berger, M. Zelditch. Stanford: Stanford Univ. Press, 1993.
  • Wagner, D.G., Berger J. Do Sociological Theories Grow? // American Journal of Sociology. 1985. Vol. 90. P. 697–728.
  • Wagner, D.G., Berger J. Programs, Theory, and Metatheory // American Journal of Sociology. 1986. Vol. 92. P. 168–182.
  • Zelditch M. Levels of Specificity within Theoretical Strategies // Sociological Perspectives, Vol. 34, No. 3, 1991. P. 303–312.
  • Alexander J.C. Theoretical Logic in Sociology. Vol. I: Positivism, Presuppositions, and Current Controversies. Berkeley: Univ. of California Press, 1982.
  • Ritzer G. Metatheorizing in Sociology. Lexington, MA: Lexington Books, 1991.
  • Девятко И. Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.
  • Scrutinizing Science: Empirical Studies of Scientific Change / Ed. A. Donovan, R. Laudan, L. Laudan. Dordrecht; Boston; L.: Kluwer Academic Publishers, 1988.
  • Фуко М. Археология знания / Пер. с франц.; Под ред. Б. Левченко. Киев: Ника-Центр, 1996.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2015. Том. 0. № 40.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: