Журнал: Наука. Культура. ОбществоМонд Д.Теория услуги – теория социального капитала

Журнал: Наука. Культура. Общество

Монд Д.

Теория услуги – теория социального капитала

DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.5
Монд Денис
независимый исследователь, Москва, Россия

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Монд Д. Теория услуги – теория социального капитала // Наука. Культура. Общество. 2022. Том. 28. № 3. С. 68-80.
DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.5. EDN: OZOJRU

Рубрика:

Социология науки и научного знания

Аннотация:

Задачей данной статьи является формулирование теории социального капитала, с целью разрешить хотя бы часть существующих сегодня в этой области знания противоречий и проблем. Предлагаемая концептуализация имеет потенциал разрешить следующие вопросы: 1) Невозможность свести рациональное и иррациональное начала социального капитала к одному знаменателю; 2) Неясность связи между микро- и макроанализом; 3) тавтология в определении, когда социальный капитал определяется через его следствия; 4) невозможность свести проявления социального капитала к единому основанию; 5) предвзятая позитивность; и другие. Сначала автор предлагает определить социальный капитал через понятие готовности оказать услугу, которая подразумевается его базовым ресурсом (социальным ресурсом). Затем раскрывается тема источников этой готовности, которыми, по мнению автора, являются симпатия и доверие к социальной единице (человеку, группе, компании, тд.). Следующим вводится понятие инфраструктуры социального капитала, роль которой заключается в обеспечении накопления социального капитала и его передачи между членами сети. Инфраструктура состоит из двух уровней – социальная сеть в целом и межличностные отношения в частности. На первом уровне накапливаются общие симпатия и доверие, на втором – личные симпатия и доверие. Затем освещается вопрос извлечения пользы из социального капитала (активация, использование). После приводятся примеры совместимости данной теории с уже существующими концепциями. В заключении автор делает вывод, что предлагаемая концепция хорошо разрешает многие ключевые противоречия и проблемы науки о социальном капитале.

Литература:

  • 1. Putnam, R. (1995) Bowling alone: America's declining social capital. Journal of Democracy. No. 6(1). Pp. 65-78. DOI 10.1353/jod.1995.0002.
  • 2. Bourdieu, P. (1986) The forms of capital. In: Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education, ed. by J. G. Richardson. New York, Greenwood Press. Pp. 241–58.
  • 3. Coleman, S. James (1988) Social capital in the creation of human capital. American Journal of Sociology. Vol. 94. Suppl. S95-S120.
  • 4. Woolcock, M. (1998) Social capital and economic development: Towards a theoretical synthesis and policy framework. Theory and Society. No. 27(2). Pp. 151-208. DOI 10.1023/A:1006884930135.
  • 5. Burt, R. S. (1992) Structural holes: the social structure of competition. USA, Harvard University Press. 324 p. ISBN 978-0674029095.
  • 6. Nahapiet, J., Ghoshal, S. (1998) Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage. Academy of Management Review. No. 23(2). Pp. 242-266. DOI 10.2307/259373.
  • 7. Fukuyama, F. (2001) Social capital, civil society and development. Third World Quarterly. No. 22(1). Pp. 7-20. DOI 10.1080/01436590020022547.
  • 8. Granovetter, M. (1992) Problems of explanation in economic sociology. In: Networks and organizations: Structure, form, and action, ed. By N. Nohria & R. G. Eccles. Boston, Harvard Business School Press. Pp. 25-56.
  • 9. Burt, R. S. (2005) Brokerage and closure an introduction to social capital. Oxford, Oxford University Press. 279 p. ISBN 978-0199249145.
  • 10. Lin, N. (2004) Social capital: A theory of social structure and action. Cambridge, Cambridge University Press. 294 p. ISBN 978-0521521673.
  • 11. Schmid, A. A. (2002) Using motive to distinguish social capital from its outputs. Journal of Economic Issues. No. 36(3). Pp. 747-768. DOI 10.1080/00213624.2002.11506511. EDN EHEAJX.
  • 12. Claridge, T. (2018). Criticisms of social capital theory and lessons for improving practice. Social Capital Research. URL: https://u.to/uHZLHA (last request: 15.06.2022).
  • 13. Field, J. (2003) Social capital (Key ideas). London, Routledge. ISBN 0-203-63408-X.
  • 14. McPherson, M., Smith-Lovin, L., Cook, M. J. (2001) Birds of a feather: homophily in social network. Annual Review of Sociology. No. 27. Pp. 415-444. DOI 10.3410/f.725356294.793504070.
  • 15. Trivers, L. R. (1971) The Evolution of reciprocal altruism. The Quarterly Review of Biology. No. 46(1). Pp. 35-57. DOI 10.1086/406755.
  • 16. Langlois, J. H., Kalakanis, L, Rubenstein, A. J. [et al.] (2000) Maxims or myths of beauty? A meta-analytic and theoretical review. Psychological Bulletin. No. 126(3). Pp. 390-423. DOI 10.1037//0033-2909.126.3.390.
  • 17. Hosoda, M., Stone-Romero, E. F., Coats, G. (2003) The effects of physical attractiveness on job-related outcomes: a meta-analysis of experimental studies. Personnel Psychology. Vol. 56. No 2. Pp. 431-462. EDN EAGAAR.
  • 18. Christakis, N. A., Fowler, J. H. (2014) Friendship and natural selection. PNAS. Vol. 111. Suppl. 3. DOI 10.1073/pnas.1400825111.
  • 19. Mudde, C., Kaltwasser, C. R. (2017) Populism: A very short introduction. Oxford, Oxford University Press. 136 p. ISBN 978-0190234874.
  • 20. Erdogan, B., Bauer, T. N. (2014) Leader-Member Exchange (LMX) Theory: The Relational Approach to Leadership. In: The Oxford Handbook of Leadership and Organizations, ed. By D. V. Day. Pp. 407-433. DOI 10.1093/oxfordhb/9780199755615.013.020.
  • 21. Batra, R., Ahuvia, A., Bagozzi, R. P. (2012) Brand Love. Journal of Marketing. No. 76(2). Pp. 1-16. DOI 10.1509/jm.09.0339.
  • 22. Labianca, G., Brass, D. J. (2006) Exploring the Social Ledger: Negative Relationships and Negative Asymmetry in Social Networks in Organizations. Academy of Management Review. No. 31(3). Pp. 596–614. DOI 10.5465/amr.2006.21318920.
  • 23. M?llering, G. (2001) The Nature of Trust: From Georg Simmel to a Theory of Expectation, Interpretation and Suspension. Sociology. No. 35(2). Pp. 403-420. DOI 10.1017/S0038038501000190.
  • 24. Chaudhuri, A., Holbrook, M. B. (2001) The Chain of Effects from Brand Trust and Brand Affect to Brand Performance: The Role of Brand Loyalty. Journal of Marketing. No. 65(2). Pp. 81-93. DOI 10.1509/jmkg.65.2.81.18255. EDN DNYDRJ.
  • 25. Dunbar, R. I. M. (1992) Neocortex size as a constraint on group size in primates. Journal of Human Evolution. No. 22(6). Pp. 469-493. DOI 10.1016/0047-2484(92)90081-J.
  • 26. Woolcock, M. (2001) The Place of Social Capital in Understanding Social and Economic Outcomes. Canadian Journal of Policy Research. No. 2(1). Pp. 11-17.
  • 27. Granovetter, M. (1973) The Strength of Weak Ties. American Journal of Sociology. No. 78(6). Pp. 1360-1380. DOI 10.1086/225469.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 28. № 3.
>> Архив журнала