Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Гуманитарий Юга России

Верещагина А. В., Самыгин С. И., Имгрунт С. И.
Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства


Верещагина Анна Владимировна
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Доктор социологических наук, профессор
Самыгин Сергей Иванович
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Доктор социологических наук, профессор
Имгрунт Светлана Ивановна
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
Кандидат социологических наук, доцент

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Верещагина А. В., Самыгин С. И., Имгрунт С. И. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства // Гуманитарий Юга России. 2016. Том. 18. № 2. С. 52-65.

Рубрика:

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация:

Статья посвящена проблеме рисков и угроз интеллектуальной безопасности России, которые связаны с рядом негативных факторов, прежде всего в сфере науки и образования. Кризисный характер функционирования российской науки, снижение уровня и качества высшего образования в результате непродуманной политики реформирования системы образования, высокие темпы интеллектуальной миграции в сочетании с ростом социального неравенства в стране становятся важнейшими факторами, способствующими снижению и деградации российского интеллектуального потенциала. В данной ситуации концептуальные проекты и программы, принятые российским правительством за последние годы и направленные на инновационное развитие российского общества и рост социально-экономического благополучия, выглядят не более чем декларативные заявления, а сама ситуация в сфере интеллектуального развития российского общества может быть оценена с позиций культурной, научной и образовательной деволюции.

Литература:

  1. Дубровин И.Р., Дубровин Е.Р. Интеллектуальная безопасность. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=220 (дата обращения: 10.03.2016).
  2. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эмиграция ученых из России: «циркуля-ция» или «утечка» умов // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 24–35.
  3. Луценко Н.О. «Утечка мозгов»: тенденции и меры по преодолению // Власть. 2013. № 8. С. 58–60.
  4. Уколов Р.А. Трудовая социализация молодежи в условиях трансформации трудовых ценностей в российском обществе. Ростов н/Д., 2014. 118 с.
  5. Дергунова Н.В., Лукичева Л.Ю. Образовательный капитал как фактор эмиграции выпускников российских провин-циальных вузов (на примере Ульяновско-го государственного университета) // Власть. 2014. № 12. С. 35–39.
  6. Волков Ю.Г. Российское образование: креативный потенциал. Ростов н/Д., 2011. 28 с.
  7. Герасимов Г.И. Познавательно-развивающая парадигма: инновационное измерение трансформации образования // Гуманитарий Юга России. 2013. № 4. С. 117–134.
  8. Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119–137.
  9. Самыгин С.И., Степанов О.В. Социальная безопасность в системе социально-гуманитарного знания о безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 54–59.
  10. Беляева Л.А. Образование в Рос-сии и модернизация экономики (по результатам европейского социального исследования) // Новое в социологии / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2013. С. 377–396.
  11. Вахитов Р. Болонский процесс в России. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/bolonskiy-process-v-rossii (дата обращения: 10.03.2016).
  12. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. 672 с.
  13. Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга первая / под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2015. 336 с.
  14. Российскую науку признали недоразвитой // Коммерсант. 2014. 12 апр. URL: http://kommersant.ru/doc/ 2451540 (дата обращения: 09.03.2016).
  15. Захаров В. Наука в России и со-временном мире // Континент. 2010. № 143. URL: http://magazines.russ.ru/ continent/2010/143/za12.html (дата обращения: 09.03.2016).
  16. Орлова О. Праздник усекновения головы. Реформа РАН // В защиту науки. Бюллетень № 16. М., 2015. С. 43–49.
  17. Уайт Г.Л. У изобретателя Петрика есть друзья в Кремле, но за пределами Кремля – в основном скептики // The Wall Street Journal. URL: http:// www.inopressa.ru/article/05Mar2010/wsj/petrik.html (дата обращения: 09.03.2016).
  18. Воденко К.В. Наука в современном обществе: социальные и экзистенциальные причины кризиса рационализма и пути его преодоления // Альманах современной науки и образования. 2010. № 9. С. 10–15.
  19. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2016. Том. 18. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: