Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияКузь М. П., Черноскутова В. Д.Вегетарианская диета: потребление в контексте аскетизма

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Кузь М. П., Черноскутова В. Д.

Вегетарианская диета: потребление в контексте аскетизма

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.19.3
Кузь Мария Петровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; исследовательская компания «РАДАР»
Студентка факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; младший руководитель проектов в исследовательской компании «РАДАР»
Черноскутова Валерия Дмитриевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Магистрантка факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Кузь М. П., Черноскутова В. Д. Вегетарианская диета: потребление в контексте аскетизма // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2019. Том. 11. № 19. С. 38-61.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.19.3

Рубрика:

Полевые исследования

Аннотация:

Данная статья посвящена изучению потребительских практик и внутренней структуры вегетарианского сообщества. С одной стороны, вегетарианцы придерживаются аскетичного образа жизни, в то время как с другой стороны, они все еще являются частью общества потребления, о чем свидетельствует популяризация специализированного рынка для вегетарианцев. Так возникает противоречие между демонстрируемым вегетарианцами отказом от потребления и реальной вовлеченностью в процессы, диктуемые обществом консьюмеризма. Эмпирическую базу исследования составило 21 глубинное интервью с представителями различных типов вегетарианской диеты: вегетарианство, веганство, сыроедение-фрукторианство, а также результаты онлайн-опроса (225 завершенных анкет), проведенного с целью верификации некоторых результатов, полученных на качественном уровне. Показано, что потребление в процессе перехода на вегетарианскую диету (любой ее тип) играет важную адаптивную роль: благодаря покупке одинаковых товаров происходит ассимиляция с группой. Степень привязанности к «вегетарианскому рынку» дифференцирована по типам вегетарианской диеты — в качестве единой смысловой цепочки выдвигается предположение о «ступенчатом характере» элементов цепи. С помощью теории “rite de passage” переход на каждую из этих ступеней (от «обычного» рациона к вегетарианству, от вегетарианства к веганству, от веганства к сыроедению и фрукторианству) рассмотрен, согласно трем фазам (отделение, переход, включение). На основании полученных данных делается вывод о существовании “вегетарианской лестницы”, продвижение по которой происходит посредством цикличного «обряда перехода» (с каждой новой ступенью необходимо снова и снова проходить весь “rite de passage”).

Литература:

  • Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1989.
  • Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
  • Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Пер. Е. А. Самарская. М.: Культурная революция, Республика, 2006.
  • Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 231–254.
  • Вебер М. Социология религии // Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М.: ИНИОН, 1985.
  • Демина Н. Защита диссертации как обряд перехода // Антропология академической жизни: традиции и инновации / Отв. ред. Г. А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2013, С. 184–204.
  • Есть чисто: как развивается рынок экопродуктов. 2017 [Электронный ресурс] // ТАСС: [вебсайт]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4190384 (дата обращения: 05.08. 2019).
  • Зарубина Н. Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиций // Историческая психология и социология истории. 2016. № 2. С. 137–154.
  • К вегетарианству в России относятся благожелательно, но практикуют редко. 2013 [Электронный ресурс] // Superjob.ru: [веб-сайт]. URL: https://www.superjob.ru/ research/articles/111380/ k-vegetarianstvu-v-rossii-otnosyatsya-blagozhelatelno (дата обращения: 05.08. 2019).
  • Кафе и рестораны, где есть вегетарианское меню. Москва. 2019 [Электронный ресурс] // Афиша live: [веб-сайт]. URL: https://www.afsha.ru/msk/restaurants/ restaurant_list/veggy_menu (дата обращения: 05.08. 2019).
  • Кафе и рестораны, где есть вегетарианское меню. Санкт-Петербург. 2019 [Электронный ресурс] // Афиша live: [веб-сайт]. URL: https://www.afsha.ru/spb/restaurants/restaurant_list/veggy_menu (дата обращения: 05.08. 2019).
  • Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М: Логос, 1999.
  • Колозариди П. В. Видеоинтервью с помощью онлайн-приложений: методический опыт // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 96–127.
  • Кто такие вегетарианцы? 2014 [Электронный ресурс] // ФОМ: [веб-сайт]. URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/11676 (дата обращения: 05.08. 2019).
  • Романова Р. И. Что политического в потреблении? // Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 1. С. 168–187.
  • Савинская О. Б., Истомина А. Г., Ларкина Т. Ю., Круглова К. Д. Концептуальные представления о стратегиях смешивания методов (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21–29.
  • Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. М: Эдиториал УРСС, 2001.
  • Штейнберг И. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 3–871.
  • Adams C. The Sexual Politics of Meat: A Feminist-Vegetarian Critical Theory // New York: Continuum International. Oxford: Polity Press, 1990.
  • Doniger W. Eating Karma in Classical South Asian Texts // Social Research. 1999. № 66 (1). P. 151–165.
  • Dyett P., Sabate J., Haddad E., Rajaram S., Shavlik D. Vegan lifestyle behaviors. An exploration of congruence with health-related beliefs and assessed health indices // Appetite. 2013. № 67. P. 119–124.
  • Ethical Consumerism. 2001 [Электронный ресурс] // The Guardian.: [веб-сайт]. URL: https://www.theguardian.com/money/2001/feb/22/ethicalmoney1 (дата обращения: 05.08.2019).
  • Ferro-Luzzi G. E. Ritual as Language: The Case of South Indian Food O?erings // Current Anthropology. 1977. № 18 (3). P. 507–514.
  • Fjellstrom Ch. Food’s cultural system of knowledge — meals as a cultural and social arena // Food in Contemporary Society / ed. by Paivi Palojoki. Helsinki: Yliopistopaino, 2009. P. 19–23.
  • Freestone O., McGoldrick P. Motivations of the Ethical Consumer // Journal of Business Ethics. 2008. № 79 (4). P. 445–467.
  • Friedman M. A Positive Approach to Organized Consumer Action: The “Buycot” as an Alternative to the Boycott // Journal of Consumer Policy. 1996. № 19 (4). P. 439–451.
  • Gaard G. Ecofeminism: Women, Animals, Nature. Philadelphia: Temple University Press, 1993.
  • Gennep A. van. The Rites of Passage. Chicago: The University of Chicago Press, 1960.
  • Itulua-Abumere F. Concepts and Practices of Food Consumptions in Modern Society // Open Journal of Social Science Research. 2013. № 1 (4). P. 78–85.
  • Janssen M., Busch C., R?diger M., Hamm U. Motives of consumers following a vegan diet and their attitudes towards animal agriculture // Appetite. 2016. № 105. P. 643–651.
  • Kerschke-Risch P. Vegan diet: Motives, approach and duration. Initial results of a quantitative sociological study // Ernaehrungs Umschau. 2015. № 62 (6). P. 98–103.
  • Khare R. A Case of Anomalous Values in Indian Civilization: Meat-Eating Among the Kanya-Kubja Brahmans of Katyayan Gotra // The Journal of Asian Studies. 1966. № 25 (2). P. 229–240.
  • Kumar R. Research Methodology: a step-by-step guide for beginners. London: SAGE Publications, 2011.
  • Miller D. A Theory of Shopping // Cambridge: Polity. 1998.
  • Miller D. Capitalism: An Ethnographic Approach. New York: Berg, 1997.
  • Mintz S. W., Du Bois C. M. The anthropology of food and eating // Annual review of anthropology. 2002. № 31 (1). P. 99–119.
  • Pratt J. Food Values: The Local and the Authentic // Critique of Anthropology. 2007. № 27 (3). P. 285–300.
  • Sayer A. (De-)Commodifcation, consumer culture and moral economy // Environment and Planning D: Society and Space. 2003. № 21. P. 341–357.
  • Sayer A. Moral economy and political economy // Studies in Political Economy. 2000. № 61 (1). P. 79–103.
  • Sobal J. Food in Global History — Food system globalization, eating transformations, and nutrition transitions // ed. R. Grew. Boulder, CO: Westview, 1999. P. 171–193.
  • Sparks P., Shepherd R. Self-Identity and the Theory of Planned Behavior: Assessing the Role of Identifcation with “Green Consumerism” // Social Psychology Quarterly. 1992. № 55. (4). P. 388–399.
  • Staying Vegan: Tips and tricks for the rest of your life. 2011 [Электронный ресурс] // Archive.today: [веб-сайт]. URL: https://archive.ph/EOrp7 (дата обращения: 05.08.2019).
  • Turner V. The Ritual Process: Structure and Anti-Structure. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969.
  • Waldmann A., Koschizke J. W., Leitzmann C., Hahn A. Dietary intakes and lifestyle factors of a vegan population in Germany: Results from the German Vegan Study // European Journal of Clinical Nutrition. 2003. № 57. P. 947–955.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 11. № 19.
>> Архив журнала