Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияПолухина Е. В., Стрельникова А. В., Ваньке А. В.«Визуальный дневник»: как фотоданные репрезентируют контекст полевого исследования

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Полухина Е. В., Стрельникова А. В., Ваньке А. В.

«Визуальный дневник»: как фотоданные репрезентируют контекст полевого исследования

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.6
Полухина Елизавета Валерьевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Кандидат социологических наук, доцент департамента социологии
Стрельникова Анна Владимировна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Кандидат социологических наук, доцент департамента социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН
Ваньке Александрина Владимировна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; Манчестерский университет, Манчестер, Великобритания
Кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН; докторант Манчестерского университета

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Полухина Е. В., Стрельникова А. В., Ваньке А. В. «Визуальный дневник»: как фотоданные репрезентируют контекст полевого исследования // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том. 12. № 1. С. 96-117.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.6

Рубрика:

Исследовательская рефлексия

Выражение признательности

трансформации социокультурной и территориальной идентичности» при финансовой поддержке РФФИ (грант № 17-33-01006).

Аннотация:

В данной статье авторы обозначают возможности использования фотографических материалов в полевом исследовании. Статья основывается на визуальных данных, полученных в ходе нескольких авторских исследовательских проектов 2017—2019 годов, нацеленных на изучение трансформации заводских территорий г. Москвы и повседневности индустриальных рабочих г. Екатеринбурга. Авторами показана как аналитическая значимость визуальных материалов, так и их дидактический потенциал. Демонстрируется, как практика фотографирования органично встраивается в классические этапы полевой работы: доступ в поле, сбор данных, анализ и презентация результатов. Одновременно с этим фотографии становятся незаменимым источником данных об изучаемой повседневности горожан — материальной культуре, пространственных практиках, эмоциях, идентичностях. Авторы показывают процесс полевого исследования, рассказывают историю проектов языком фотографий и демонстрируют жанр эмпирического материала — визуальный дневник.

Литература:

  • Андреев А.Н. и др. Форум: от поля к тексту // Антропологический форум. 2018. № 36. С. 11–114. DOI: https://doi.org/10.31250/1815-8870-2018-14-36-11-114
  • Богданова Н.М. «Визуальная социология» – новая наука или особый угол зрения? // Социологический журнал. 2012. № 3. C. 67–79.
  • Веселкова Н.В., Вандышев М.Н., Прямикова Е.В. Пешеходное интервью: структура и жанры // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 4–21. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.01.
  • Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007.
  • Ваньке А.В., Полухина Е.В. Территориальная идентичность в индустриальных районах: культурные практики заводских рабочих и деятелей современного искусства // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2018. Т. 3. № 10. С. 4–34. DOI: https://doi.org/10.25285/2078-1938-2018-10-3-4-34
  • Воронкова Л. «Социологические выставки»: визуальные презентации в социальных науках // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант; ЦСПГИ, 2009. С. 149–172.
  • Запорожец О. Визуальная социология: контуры подхода // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007. № 4. С. 33–43.
  • Омельченко Д.А., Поляков С.И. Исследователь с камерой в пространстве медийной публичности: полевой опыт // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Т. 1. № 13. C. 73–81.
  • Печурина А. Матрешки, иконы и Пушкин: личные вещи и культурная идентичность в эмиграции. Резюме // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011. № 3. С. 199–203.
  • Полухина Е.В. Уралмаш как район рабочего: методические аспекты применения этнографического кейс-стади // Проект “Уралмаш”: культурное будущее [пост]индустриальных городов. Материалы международного симпозиума (Екатеринбург, 31 мая — 3 июня 2017 года) / Науч. ред.: Л.Е. Петрова, М.С. Ильченко, А.А. Пронин, И.А. Ахьямова. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2017. С. 25–37.
  • Полухина Е.В., Ваньке А.В. Идентичность заводского рабочего в постсоветском контексте: этнографическое кейс-стади района Уралмаш // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 2. С. 237–252. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-2-237-252
  • Рождественская Е.Ю. Анализ фотографии С. Максимишина: объединяя документальный и гештальтистский подходы // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Т. 9. № 13. C. 44–50.
  • Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 1. С. 136–146.
  • Стрельникова А.В. Судьба Бурана в структуре территориальной идентичности района Тушино // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2018. Т. 10. № 16. С. 60–69.
  • Стрельникова А.В., Ваньке А.В. Полевое исследование индустриального района: стратегии сбора и анализа визуальных данных // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. № 13. С. 51–72.
  • Харпер Д. Фотовыявление: истоки, развитие, темы и формы // Социологический журнал. 2013. № 2. С. 16–42. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2013.2.380
  • Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: Учебник / Пер. с пол. Н.В. Морозовой; авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007.
  • Banks M. Using Visual Data in Qualitative Research (2nd ed.). SAGE, 2018. https://doi.org/10.4135/9781526445933
  • Banks M. Using Visual Data in Qualitative Research. (2nd ed.). SAGE, 2007. DOI: https://doi.org/10.4135/9780857020260
  • Cruz E.G., Meyer E.T. Creation and Control in the Photographic Process: iPhones and the Emerging Fifth Moment of Photograph // Photographies. 2012. № 5. P. 203–221. DOI: https://doi.org/10.1080/17540763.2012.702123
  • Eberle T.S. Collecting Images as Data // The SAGE Handbook of Qualitative Data Collection / Ed. by U. Flick. SAGE Publications Ltd, 2017. P. 392–411. DOI: https://doi.org/10.4135/9781526416070.n25
  • Jacknis I. Margaret Mead and Gregory Bateson in Bali: Their Use of Photography and Film Source // Cultural Anthropology. Vol. 3. № 2 . 1988. P. 160–177. DOI: https://doi.org/10.1525/can.1988.3.2.02a00030
  • Pink S. Doing Visual Ethnography. L.: Sage, 2005. https://doi.org/10.4135/9780857025029
  • Rose G. Visual Methodologies. An Introduction to the Interpretation of Visual Materials. Thousand Oaks, CA: Sage, 2001.
  • Strelnikova A. Old and New Residents of Former Industrial Neighborhood: Differences and Identities / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2018. № WP BRP 84/SOC/2018. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.3301264

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 12. № 1.
>> Архив журнала