Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияСемина М. В.Экспериментально-художественные форматы как креативные практики в преподавании социологии

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Семина М. В.

Экспериментально-художественные форматы как креативные практики в преподавании социологии

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.2.5
Семина Марина Вячеславовна
Уорикский университет, Ковентри, Великобритания; Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия.
Доктор социологических наук, Уорикский университет; доцент кафедры социологии и культурологии, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Семина М. В. Экспериментально-художественные форматы как креативные практики в преподавании социологии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Том. 15. № 2. С. 96-115.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.2.5. EDN: OJLPLQ

Рубрика:

Эссе

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности экспериментально-художественных форматов, которые выступают альтернативной формой познания действительности, проведения качественных исследований и представления их результатов. Данный подход основывается на исследовательском опыте автора, а также на опыте преподавания качественной социологии студентам. Современный мир бросает вызов устоявшимся социологическим канонам как в обучении, так и в проведении исследований и представлении данных. С одной стороны, возрастает спрос на диверсификацию средств подачи информации — разным целевым аудиториям нужны разные формы представления данных. С другой стороны, с помощью креативного представления результатов исследований можно понятнее и быстрее передать информацию о невидимых и неслышимых слоях общества. Дать их голосам возможность прозвучать. В статье описывается история возникновения экспериментальных художественных форматов и объясняется специфика обучения этому подходу в рамках курсов по качественной социологии. Приводятся примеры студенческих проектов с применением данного подхода, проведенных под руководством автора. Статья будет интересна преподавателям вузов, читающим курсы по качественной социологии, социальной психологии, креативному письму, а также широкому кругу читателей, которым интересны нестандартные исследовательские подходы и инновационное мышление.

Литература:

  • Барсукова Л. Серия книг «Простая непростая жизнь. Проза Ланы Барсуковой». М.: Эксмо, 2019–2022.
  • Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998.
  • Дудченко В.С. Программа инновационной игры. Я.: Б.и., 1987.
  • Семина М.В. Россияне в стране технологий // Вопросы культурологии. 2019. № 4. С. 8–20.EDN: YZVNBJ
  • Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория. Процедуры и техники / Пер. с англ. Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  • Урри Дж. Мобильности / Пер. с англ. А.В. Лазарева. М.: Праксис.
  • Leavy P. Method Meets Art: Arts-based Research Practice. NY.: Guilford Publications, 2009.
  • Leavy P. The Oxford Handbook of Qualitative Research. O.: Oxford University Press, 2014. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199811755.001.0001
  • Lewin K. Frontiers in Group Dynamics: Concept, Method, and Reality in Social Science; Social Equilibria and Social Change // Human Relations. 1947. Vol. 1. № 1. P. 5–41. DOI: https://doi.org/10.1177/001872674700100103

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 15. № 2.
>> Архив журнала