Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологический журнал

Воробьев А. Н.
Становление американских электоральных исследований: Пол Лазарсфельд и «Выбор народа»

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.3.5998

Воробьев Алексей Николаевич
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
старший преподаватель кафедры политологии и права

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Воробьев А. Н. Становление американских электоральных исследований: Пол Лазарсфельд и «Выбор народа» // Социологический журнал. 2018. Том. 24. № 3. С. 163-179.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.3.5998

Рубрика:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ. К 50-летию института социологии РАН

Аннотация:

В статье рассматривается история научного проекта «Выбор народа» (The People’s Choice) — одного из классических американских исследований поведения избирателей, инициированного Полом Лазарсфельдом. Оно проведено в период президентской кампании 1940 г. и опубликовано четырьмя годами позднее. Данное исследование явилось первым масштабным применением панельного опросного метода, разработанного Лазарсфельдом, а выводы о социальной природе голосования и двухступенчатом характере политической коммуникации во многом определили современный облик электоральных исследований. История данного проекта обычно рассматривается в рамках философского аналитического подхода, нацеленного на реконструкцию логической структуры гипотез и теоретических выводов исследования. В данной статье реализованы историческая и социологическая перспективы с фокусированием на историко-биографическом контексте и социальных сторонах проекта. С опорой на широкий круг источников, в том числе архивных, реконструированы интеллектуальные и социально-институциональные предпосылки исследования, описаны первые попытки апробации панельной методологии в период локальных электоральных кампаний 1937 и 1938 гг., детально рассмотрены обстоятельства подготовки и проведения полевой части исследования с мая по ноябрь 1940 г., а также анализ собранных данных и написание конечного текста книги. Показана концептуальная эволюция проекта, вызванная неоднозначностью полученных эмпирических данных. Отдельно уделено внимание особенностям формирования историографического дискурса современных электоральных исследований.

Ключевые слова:

Пол Лазарсфельд; поведение избирателей; история социологии; Колумбийская школа социологии; история электоральных исследований; историография электоральных исследований

Литература:

  1. Батыгин Г.С. Ремесло Пауля Лазарсфельда (введение в его научную биографию) // Вестник АН СССР. 1990. № 8. С. 94-108.
  2. Докторов Б.З. Элмо Роупер: исследователь рынка, поллстер, общественный деятель // «Телескоп»: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. № 3. С. 25-37.
  3. Bartels L.M. The Study of Electoral Behavior // The Oxford Handbook of American Elections and Political Behavior / Ed. by J.E. Leighley. New York, NY: Oxford University Press, 2010. P. 239-261.
  4. Buxton W. The Political Economy of Communications Research // Information and Communication in Economics / Ed. by R.E. Babe. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1994. P. 147-175.
  5. Campbell A., Converse P.E., Miller W.E., Stokes D.E. The American Voter. New York: Wiley, 1960. — 573 p.
  6. Converse P.E. Researching Electoral Politics // American Political Science Review. 2006. Vol. 100. No. 4. P. 605-612. DOI: 10.1017/S0003055406062484
  7. Paul Lazarsfeld Wiener RAVAG Studie 1932: Der Beginn der modernen Rundfunkforschung / M. Desmond (Hrsg.). Wien/Muhlheim an der Ruhr: Guthmann- Peterson, 1996. — 119 S.
  8. Fleck C. Vor dem Urlaub. Die intellektuelle Biographie der Wiener Jahre Paul F. Lazarsfelds // Paul F. Lazarsfeld. Die Wiener Tradition der Empirischen Sozial- und Kommunikationswissenschaften / W. Langenbucher (Hrsg.). Mdnchen: Olschlager, 1990. S. 49-74.
  9. Fleck C. A Transatlantic History of the Social Sciences: Robber Barons, the Third Reich and the Invention of Empirical Social Research. New York City, NY: Bloomsbury Academic, 2011. DOI: 10.5040/9781849662932
  10. Fleck C., Daye C. Methodology of the History of the Social and Behavioral Sciences // The International Encyclopedia of Social and Behavioral Sciences / Ed. by J.D. Wright. Vol. 15. Oxford, UK: Elsevier, 2015. P. 319-325. DOI: 10.1016/B978-0-08-097086- 8.03224-4
  11. Fullerton R.A. An Historic Analysis of Advertising’s Role in Consumer Decision-making: Paul F. Lazarsfeld’s European Research //Advances in Consumer Research. 1999. Vol. 26. No. 1. P. 498-503.
  12. Jahoda M., Lazarsfeld P., Zeisel H. Die Arbeitslosen von Marienthal. Ein soziogra- phischer Versuch dber die Wirkungen langandauert der Arbeitslosigkeit. Leipzig: Hirzel, 1933.
  13. Lazarsfeld P.F., Fiske M. The “Panel” as a New Tool for Measuring Opinion // Public Opinion Quarterly. 1938. Vol. 2. № 4. P. 596-612.
  14. LazarsfeldP.F., Berelson B., Gaudet H. The People’s Choice: How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Campaign. New York: Duell, Sloan and Pearce, 1944.
  15. Lazarsfeld P.F. “Panel” studies // Public Opinion Quarterly. 1940. Vol. 4. No. 1.
  16. P. 122-128. DOI: 10.1086/265373
  17. Lazarsfeld P.F. Repeated Interviews as a Tool for Studying Changes in Opinion and Their Causes // American Statistical Association Bulletin. 1941. Vol. 2. No. 1. P. 3-7.
  18. Lazarsfeld P.F. Reminiscences of Paul Felix Lazarsfeld // Columbia University — Oral History Research Office. New York: Columbia University, 1962.
  19. Lazarsfeld P.F. An Episode in the History of Social Research // The Intellectual Migration: Europe and America, 1930-1960 / Ed. by D. Fleming, B. Bailyn. Cambridge,
  20. MA: Harvard University Press, 1969. P. 270-337.
  21. Morrison D. Paul Lazarsfeld: The Biography of an Institutional Innovator. PhD Thesis.
  22. Leicester: University of Leicester, 1976.
  23. Morrison D. The Search for a Method: Focus Groups and the Development of Mass Communication Research. New Barnet, UK: John Libbey Publishing, 1998.
  24. Neurath P. Paul F. Lazarsfeld and the Institutionalization of Empirical Social Research // An Introduction to Social Research / Ed. by R.B. Smith. Cambridge, MA: Ballinger Publishing, 1983. P. 365-382.
  25. Pasanella A. The Mind Traveler: A Guide to Paul F. Lazarsfeld’s Communication Research Papers. New York: Freedom Forum Media Studies Center, 1994.
  26. Pooley J.D. Mnemonic Multiples: The Case of the Columbia Panel Studies // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2015. Vol. 51. No. 1. P. 10-30. DOI: 10.1002/jhbs.21698
  27. Rossi P. Four Landmarks in Voting Research // American Voting Behavior / Ed. by E. Burdick, A.J. Brodbeck. Glencoe, IL: Free Press. 1959. P. 5-54.
  28. Rowland A., Simonson P. The Founding Mothers of Communication Research: Toward a History of a Gendered Assemblage // Critical Studies in Media Communication. 2014.
  29. Vol. 31. No. 1. P. 3-26. DOI: 10.1080/15295036.2013.849355
  30. Sully M.A. Political Parties and Elections in Austria. London: Hurst, 1981.
  31. The People’s Choice: Life Survey Discloses Why People Voted as They Did in This Week’s Election // Life. November 11. 1940. P. 95-103.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 24. № 3.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: