Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияЛопаткова А. Р.Оценивание современного искусства в процессе производства, дистрибуции и потребления

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Лопаткова А. Р.

Оценивание современного искусства в процессе производства, дистрибуции и потребления

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.1.2
Лопаткова Алиса Романовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Магистрант, магистерская программа «Комплексный социальный анализ»

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Лопаткова А. Р. Оценивание современного искусства в процессе производства, дистрибуции и потребления // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2024. Том. 16. № 1. С. 28-50.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.1.2. EDN: HKCKRZ

Рубрика:

Полевые исследования

Аннотация:

В чем арт-сообщество видит ценность современного искусства? Данный вопрос обсуждается на основе 16 интервью с художниками, галеристами, кураторами и коллекционерами. Рынок современного искусства трактуется как «креативная индустрия», которая объединяет акторов, участвующих в производстве, дистрибуции и потреблении предметов искусства. Методология исследования построена на антропологическом подходе Игоря Копытоффа, идеях дискурсивной психологии Рома Харре, системе оценивания в креативной индустрии Ханны Вол и других, согласно которым история перемещений культурных объектов по социальному пространству и сопутствующие им дискурсы являются источником символических значений. Описаны рыночные практики дистрибуции предметов искусства: критерии отбора художников в галереи, юридические аспекты дистрибуции и потребления предметов искусства, неформальные практики покупок, моральные и прагматичные табу на покупку предметов искусства. Реконструированы четыре логики обоснования ценности предметов искусства: коммерческий успех, свидетельство времени, интеллектуальное развитие, эмоциональное переживание. Продемонстрировано, что потребление как коллекционерская практика требует следования правилам «профессионального подхода» для признания в арт-сообществе.

Ключевые слова:

социология оценивания; рынок искусства; культурный капитал; креативные индустрии

Литература:

  • Бердышева Е. Социологи о ценности и цене рыночных товаров // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 3. С. 134–145. EDN: OZFBLD
  • Вельтус О. Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 33–59. EDN: OYNZDZ
  • Зелизер В. Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века // Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 2. С. 54–72.
  • Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2016.
  • Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайнм. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 134–166. EDN: PPNXXN
  • Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  • Харре Р. Материальные объекты в социальных мирах // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайнм. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 118–133. EDN: TMXXIJ
  • Фархатдинов Н.Г. Искусство как товар: старые и новые исследовательские перспективы // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 3. С. 127–144. EDN: OYTSMH
  • Beckert J. The Social Order of Markets // Theory and Society. 2009. Vol. 38. № 3. P. 245–269. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2464441
  • Callon M., Muniesa F. Peripheral Vision: Economic Markets as Calculative Collective Devices // Organization Studies. 2005. Vol. 26. № 8. P. 1229–1250. DOI: https://doi.org/10.1177/0170840605056393
  • Caves R.E. Contracts Between Art and Commerce // The Journal of Economic Perspectives. 2003. Vol. 17. № 2. P. 73–84. DOI: http://dx.doi.org/10.1257/089533003765888430
  • Hanquinet L. “But is it good?” Why Aesthetic Values Matter in Sociological Accounts of Tastes // Journal of Cultural Analysis and Social Change. 2018. Vol. 3. № 2. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.20897/jcasc/3990
  • Karpik L. Valuing the Unique: The Economics of Singularities. Princeton: University Press, 2010.
  • Kompatsiaris P. Curators, Words and Values: the Branding Economies of Curatorial Statements in Art Biennials // Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. № 6. P. 758–771. DOI: https://doi.org/10.1080/17530350.2020.1716825
  • Stewart S. Aesthetics and Time: Sustained and Distracted Modes of Engagement // Cultural Sociology. 2015. Vol. 9. № 2. P. 147–161. DOI: https://doi.org/10.1177/1749975514557549
  • Stewart S. Evaluative Judgements: Ethics, Aesthetics and “Bad Taste” // The Sociological Review. 2017. Vol. 65. № 1. P. 37–51. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-954X.12360
  • Vogl E.R., Pekrun R., Loderer K. “Epistemic Emotions and Metacognitive Feelings” // Trends and Prospects in Metacognition Research across the Life Span / Ed. by D. Moraitou, P. Metallidou. Cham: Springer, 2021. P. 41–58. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-030-51673-4_3
  • Wohl H. Community Sense: The Cohesive Power of Aesthetic Judgment // Sociological Theory. 2015. Vol. 33. № 4. P. 299–326. DOI: https://doi.org/10.1177/0735275115617800
  • Wohl H. Innovation and Creativity in Creative Industries // Sociology Compass. 2021. Vol. 16. № 2. P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1111/soc4.12956
  • Wohl H. Creative Visions: Presenting Aesthetic Trajectories in Artistic Careers // Poetics. 2019. Vol. 76. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2019.03.003
  • Wohl H. Performing Aesthetic Confidence: How Contemporary Art Collectors Maintain Status // Socio-Economic Review. 2020. Vol. 18. № 1. P. 215–233. DOI: https://doi.org/10.1093/ser/mwz041
  • Yogev T. The Social Construction of Quality: Status Dynamics in the Market for Contemporary Art // Socio-Economic Review. 2010. Vol. 8. № 3. P. 511–536. DOI: https://doi.org/10.1093/ser/mwp030

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 16. № 1.
>> Архив журнала