Журнал: Гуманитарий Юга РоссииПигулевский В. О., Мирская Л. А.Дизайн в социокультурном измерении

Журнал: Гуманитарий Юга России

Пигулевский В. О., Мирская Л. А.

Дизайн в социокультурном измерении

DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.1.9
Пигулевский Виктор Олегович
Южно-Российский гуманитарный институт
Доктор философских наук, профессор, ректор Южно-Российского гуманитарного института,  г. Ростов-на-Дону
Мирская Людмила Анатольевна
Южно-Российский гуманитарный институт
Доктор философских наук, профессор, проректор Южно-Российского гуманитарного института

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Пигулевский В. О., Мирская Л. А. Дизайн в социокультурном измерении // Гуманитарий Юга России. 2019. Том. 8. № 1. С. 118-132.
DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.1.9

Рубрика:

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

Аннотация:

Дизайн рассматривается как механизм проектирования, встроенный в систему экономических, общественных и культурных отношений. Промышленный и коммуникативный дизайн составляют два аспекта символического потребления, производство вещей и производство знаков – упаковки, маркировки, рекламы. Исторически функционализм поддерживает модернистскую утопию, а стайлинг выступает стимулом продаж и возвышения потребностей. В социальном аспекте проектирование детерминирует стратификацию и дифференциацию потребления. Присвоение вещей обусловливает престиж, статус и идентификацию личности. В области культуры производство и потребление вещей-знаков связаны с многообразием коннотаций – от гаджетов, роботов и машин, отражающих прогресс, до вещей повседневного обихода, имеющих приватный и занимательный смысл. Тотальный характер проектирования – от среды до языка коммуникации –  определяет социально-экономические и культурно-исторические особенности семантики вещей-знаков современной цивилизации.

Литература:

  • Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. Казань, 1997. 620 с.
  • Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. 512 с.
  • Барт Р. S/Z. М., 2001. 232 с.
  • Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000. 32 с.
  • Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003. 272с.
  • Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
  • Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001. 224 с.
  • Веблен Т. Теория праздного класса. М., 2011. 366 с.
  • Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория модного поведения. М., 2010. 228 с.
  • Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология. М., 1999. 640 с.
  • Килошенко М. Психология моды. СПб., 2001. 192 с.
  • Кнорр-Цветина К. Социальность и объекты. Социальные объекты в постсоциальных обществах знания // Социология вещей. М., 2006. 392 с.
  • Ковешников А.И., Ковешникова Н.А. Кризис функционализма и смена парадигмы в дизайне на рубеже 1960–1970-х гг. // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. № 2.
  • Курьерова Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины ХХ века. М., 1993. 154 с.
  • Маклюэн М. Средство само есть содержание // Информационное общество. М., 2004. 507 с.
  • Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу. М., 2006. 244 с.
  • Пресс М., Купер Р. Власть дизайна. Ключ к сердцу потребителя. Минск, 2008. 352 с.
  • Рубцов А.В. Архитектоника постмодерна. Время // Вопросы философии. 2011. № 10.
  • Самарская Л.А. Жан Бодрийяр и его вселенная знаков // Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
  • Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М., 2001. 415 с.
  • Суджич Д. Язык вещей. М., 2015. 232 с.
  • Траут Д. Большие бренды – большие проблемы. М.; СПб., 2009. 256 с.
  • Форти А. Объекты желания. Дизайн и общество с 1765 года. М., 2011. 453 с.
  • Хайнс Т. Все об упаковке. СПб., 1997. 281 с.
  • Харт К. Постмодернизм. М., 2006. 272 с.
  • Хиллер Б. Стиль ХХ века. М., 2004. 40 с.
  • Starck F. Taschen GmbH, 2003.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 8. № 1.
>> Архив журнала